Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе

Статьи по педагогике » Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи » Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе

Страница 7

Из семи умений два первых связаны с фазой ориентировки в содержании высказывания. Это умение определять объем содержания и границы темы, подчинять изложение основной мысли.

Два других умения - собирать материал для сочинения, приводить его в порядок, систематизировать – соотносится со второй фазой структуры речевой деятельности - планированием.

Два следующих умения – строить сочинения разных видов, а также выражать мысли точно, правильно и по возможности ярко – формируются в процессе выполнения операций, составляющих содержание третей фазы структуры речевой деятельности - фазы реализации программы.

Последнее, седьмое умение - совершенствовать написанное - имеет отношение к четвертой фазе, фазе контроля.

Таблица 1.

Умения в соответствии со структурой речевой деятельности.

Фазы речевой деятельности

Речевые умения

1. Ориентировка в условиях и задачах общения

в содержании высказывания

Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы темы сочинения.

Умение подчинять свое изложение и сочинение основной мысли

2. Планирование (составление программы)

Умение собирать материал для сочинения. Умение систематизировать собранный материал, приводить его в порядок, т.е. отбирать нужное и определять последовательность его расположения в сочинении.

3. Реализация программы

Умение строить сочинения разных видов (повествования, описания, рассуждения). Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

4. Контроль

Умение совершенствовать написанное.

Остановимся поподробнее и рассмотрим таблицу, из нее мы видим, что собирание материала предполагает: а) умение определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что может быть использовано в будущем высказывании; б) умение фиксировать свои наблюдения и мысли, делать выписки из книг; в) умение пользоваться собранным материалом.

Систематизировать материал - это значит:

отобрать из собранного то, что действительно необходимо для раскрытия темы;

привести материал в определенный порядок: сгруппировать по подтемам, по отдельным вопросам;

определить последовательность его использования, связь отдельных его частей.

Систематизация материала предполагает составление плана. План - это особым образом организованный текст, предстоящий в форме самостоятельных, грамматически не связанных, графически выделенных предложений. К речевому оформлению подзаголовков плана предъявляются особые требования: они не только должны в предельно сжатой форме раскрывать тему и основную мысль высказывания, но и быть логически, а также стилистически согласованными между собой и с текстом.

Хорошо известно, что младший школьник с трудом осваивает составление плана изложения услышанного или прочитанного. Эти трудности испытывают в особой мере школьники с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Информация о ообразовании:

Отличие человеческого языка от «языка» животных и птиц
«Только человек из всех живых существ одарён речью» (Аристотель). Данте (XIV в.) указывает, что речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять друг другу свои мысли. Правда, у животных можно наблюдать некоторые случаи использования звуков для сообщения. Иногда ссылаются на сознательное звукоподражание ...

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. На втором году жизни, благодаря появлению возможности самостоятельно передвигаться и приобретению умения не просто манипулировать предметом, а выполнят ...

Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста
Умственное и физическое развитие ребенка необходимо предполагает овладение огромным числом навыков, без которых невозможна никакая человеческая деятельность как практического, так и теоретического характера. Педагогический опыт показывает, что формирование двигательных навыков, у детей является сло ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru