Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе

Статьи по педагогике » Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи » Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе

Страница 4

Конечно это вполне завершенное высказывание, произведение речи, но это не текст, а предложение: его части сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, а не текста. Его нельзя расчленить на самостоятельные предложения нельзя использовать для наблюдения над закономерностями связи предложения в тексте.

Таким образом, первое, что должны усвоить учащиеся, овладевая понятием текста - это то, что текст состоит из двух или нескольких предложений.

2. Смысловая цельность текста. Текст, как известно, - результат речевой деятельности. Речевая деятельность, как и любая другая деятельность человека, имеет мотив и цель. Мотивом и целью определяется предмет речи. Так как предметом речи является тот или иной фрагмент деятельности, мы можем утверждать, что в смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой деятельности.

Понятие содержания высказывания связано с категорией. И. Р. Гальперин подчеркивает, что она присуща только тексту и предлагает различать два вида информации: содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную. «Содержательно-фактуальная информация (СФИ) содержит сообщение о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. Содержательно-концептуальная информация (СКИ) сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанных средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа . такая информация извлекается из всего произведения. СКИ - это замысел автора плюс его содержательная интерпретация».

Эти две разновидности информации - о чем говорится и что говорится — в школе называют темой и основной мыслью текста.

Для достижения смысловой цельности текста понятие основной мысли не менее важно, чем понятие темы, текст приобретает смысловую цельность лишь в том случае, если, сообщая что-либо о предмете речи, мы подчиняем отбор материала задаче передать основную мысль высказывания. Другими словами, не только тема, но и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность.

Со смысловой цельностью текста тесно связано понятие завершенности высказывания. По мнению И. Р. Гальперина, понятие завершенности применима лишь к большому тексту, к целому речевому произведению. Текст считается завершенным, если с точки зрения автора, его замысел получил исчерпывающее выражение. Такой текст в правильно оформленном виде имеет начало и конец.

Показателем законченности текста или его относительной автономности является также возможность подобрать ему заголовок, отражающий его содержание. В заголовке может быть обозначена тема или основная мысль высказывания.

Таким образом, из такой характеристики текста, как смысловая цельность, вытекают следующие признаки текста:

текст — это высказывание на определенную тему;

в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);

текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;

к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;

правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

3. Связность текста. Связность - это третья существенная характеристика текста, соотносительная с таким его признаком, как членимость. Действительно, о связности мы говорим тогда, когда имеем дело со сложным объектом, состоящим из нескольких компонентов, т. е. членимом. Текст, как уже говорилось, именно такой сложный объект. Он состоит из предложений, связанных между собой по смыслу и формально в особые группы.

Основу связности составляет коммуникативная преемственность предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. При этом с точки зрения коммуникативного синтаксиса предложения делятся па две части: относительно известную - ее называют темой или данным и новую - она называется ремой или новым. В теме повторяется часть информации из предыдущего предложения, и это повторение выполняет функцию связующего звена. В реме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет мысль вперед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Анализ техники и методика обучения передаче двумя руками от груди на месте
Передача мяча – прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском. Существует несколько способов выполнения передач. Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч па ...

Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...

Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению
а) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборуд ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru