Обзор известных эвристических приемов

Страница 2

На сегодняшний день в литературе описано несколько сотен оригинальных эвристик.

Проведенный обзор и анализ исследований по эвристическим приемам и обучению им показывает, что общее количество приемов, выделяемых всеми авторами вместе, весьма велико. Предложенные системы эвристических приемов часто включают в себя довольно большое их количество и отбор приемов для объединения в ту или иную систему мотивируется редко. Однако действительно различных по содержанию приемов значительно меньше, так как во многих случаях одни и те же по содержанию приемы просто называются по-разному.

Заслуга И.И. Ильясова состоит в том, что он, проанализировав это большое количество приемов, выделил одинаковые по своей сути приемы, объединяя их в семейства. «Таким образом, - пишет И.И. Ильясов, - действительно разных по содержанию приемов всего насчитывается немногим более тридцати». Итак, система эвристических приемов по И.И. Ильясову имеет ниже следующий вид.

Тождественными по содержанию являются такие приемы, как:

─ освобождение от излишнего представления, обобщение цели, обобщение задачи, гипостазирование свойства, установление общей схемы условий, освобождение данных от привходящих обстоятельств, пренебрежение некоторыми условиями, переформулирование по входящей линии, устранение лишних элементов, редукция лишних элементов и отношений, планирование по Саймону, использование аналогичной общей задачи и некоторые другие;

─ конкретизация задачи, формирование частной вспомогательной задачи, специализация, переформулирование по нисходящей линии, использование аналогичной конкретной задачи;

─ формулирование обратной задачи и доказательство от противного, противоположное движение;

─ исключение из структуры, устранение компонентов, изоляция;

─ критика очевидных решений и блокирование очевидных репродуктивных гипотез;

─ поиск привнесенных условий и преодоление фиксированности;

─ движение от конца к началу, постановка промежуточных задач, выведение следствий из условий, функциональный анализ (по Саймону), логическая редукция;

─ сближение данных и цели, устранение различий между условиями и целями, выражение в одном языке, поиск тождественного в различном;

─ черчение фигур, перекодирование текста в схему, рисование изображений, наглядное представление явлений, моделирование;

─ перенос исходных признаков и использование сходных задач;

─ привлечение всех известных знаний о возможных видах явлений задачи и их характеристиках, морфологический анализ, установление типов решения проблем, рассмотрение с разных возможных сторон, выбор многих возможных начал;

─ анализ данных и цели, анализ условий, явное представление всех фактов;

─ анализ конфликта, осознание конфликта, фиксация противоречия, образование проблемного комплекса, формулирование идеального общего результата;

─ запрет критики, мозговой штурм, выдвижение любых идей;

─ переструктурирование и перегруппировка.

Все приведенные примеры групп приемов представляют собой по существу не группы разных приемов, а один прием вместо каждой группы имеющий различные названия. Ниже мы будем пользоваться следующими названиями каждого из пятнадцати приемов:

─ обобщение задачи;

─ конкретизация задачи;

─ формулирование обратной задачи;

─ исключение из структуры;

─ критика очевидных решений;

─ поиск привнесенных условий;

─ движение от конца к началу;

─ сближение данных и цели;

─ перекодирование текста в модель;

─ использование сходных задач;

─ рассмотрение с различных сторон;

─ анализ условий;

─ анализ конфликта;

─ выдвижение любых идей;

─ переструктурирование.

Проделав аналогичную работу по резюмированию результатов обзора и анализа приемов, которую нецелесообразно представлять полностью, И.И. Ильясов выделили еще следующий ряд различных по содержанию приемов ─ как имеющих в литературе другие названия, так и не имеющих их:

─ включение в другую структуру,

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

0бщая характеристика лицеев России
лицей педагогика образование Лицей – 1) среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года – привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. По ...

Методика формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Формирующий этап эксперимента представляет собой целенаправленную работу по формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков. Цель данного этапа эксперимента состояла в формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе разработки и применения ...

Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru