Обзор известных эвристических приемов

Страница 2

На сегодняшний день в литературе описано несколько сотен оригинальных эвристик.

Проведенный обзор и анализ исследований по эвристическим приемам и обучению им показывает, что общее количество приемов, выделяемых всеми авторами вместе, весьма велико. Предложенные системы эвристических приемов часто включают в себя довольно большое их количество и отбор приемов для объединения в ту или иную систему мотивируется редко. Однако действительно различных по содержанию приемов значительно меньше, так как во многих случаях одни и те же по содержанию приемы просто называются по-разному.

Заслуга И.И. Ильясова состоит в том, что он, проанализировав это большое количество приемов, выделил одинаковые по своей сути приемы, объединяя их в семейства. «Таким образом, - пишет И.И. Ильясов, - действительно разных по содержанию приемов всего насчитывается немногим более тридцати». Итак, система эвристических приемов по И.И. Ильясову имеет ниже следующий вид.

Тождественными по содержанию являются такие приемы, как:

─ освобождение от излишнего представления, обобщение цели, обобщение задачи, гипостазирование свойства, установление общей схемы условий, освобождение данных от привходящих обстоятельств, пренебрежение некоторыми условиями, переформулирование по входящей линии, устранение лишних элементов, редукция лишних элементов и отношений, планирование по Саймону, использование аналогичной общей задачи и некоторые другие;

─ конкретизация задачи, формирование частной вспомогательной задачи, специализация, переформулирование по нисходящей линии, использование аналогичной конкретной задачи;

─ формулирование обратной задачи и доказательство от противного, противоположное движение;

─ исключение из структуры, устранение компонентов, изоляция;

─ критика очевидных решений и блокирование очевидных репродуктивных гипотез;

─ поиск привнесенных условий и преодоление фиксированности;

─ движение от конца к началу, постановка промежуточных задач, выведение следствий из условий, функциональный анализ (по Саймону), логическая редукция;

─ сближение данных и цели, устранение различий между условиями и целями, выражение в одном языке, поиск тождественного в различном;

─ черчение фигур, перекодирование текста в схему, рисование изображений, наглядное представление явлений, моделирование;

─ перенос исходных признаков и использование сходных задач;

─ привлечение всех известных знаний о возможных видах явлений задачи и их характеристиках, морфологический анализ, установление типов решения проблем, рассмотрение с разных возможных сторон, выбор многих возможных начал;

─ анализ данных и цели, анализ условий, явное представление всех фактов;

─ анализ конфликта, осознание конфликта, фиксация противоречия, образование проблемного комплекса, формулирование идеального общего результата;

─ запрет критики, мозговой штурм, выдвижение любых идей;

─ переструктурирование и перегруппировка.

Все приведенные примеры групп приемов представляют собой по существу не группы разных приемов, а один прием вместо каждой группы имеющий различные названия. Ниже мы будем пользоваться следующими названиями каждого из пятнадцати приемов:

─ обобщение задачи;

─ конкретизация задачи;

─ формулирование обратной задачи;

─ исключение из структуры;

─ критика очевидных решений;

─ поиск привнесенных условий;

─ движение от конца к началу;

─ сближение данных и цели;

─ перекодирование текста в модель;

─ использование сходных задач;

─ рассмотрение с различных сторон;

─ анализ условий;

─ анализ конфликта;

─ выдвижение любых идей;

─ переструктурирование.

Проделав аналогичную работу по резюмированию результатов обзора и анализа приемов, которую нецелесообразно представлять полностью, И.И. Ильясов выделили еще следующий ряд различных по содержанию приемов ─ как имеющих в литературе другие названия, так и не имеющих их:

─ включение в другую структуру,

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
Методика – совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения–моменты, из кот. складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических ...

Понятие тестовой задачи
В обучении математике велика роль текстовых задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru