Основные медико-биологические проблемы перехода к профильному обучению

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Основные медико-биологические проблемы перехода к профильному обучению

Страница 1

Концепция модернизации российского образования определила основные направления развития современной школы, важнейшим из которых является профильное обучение на старшей ступени общего образования.

Однако такому процессу обучения, как правило, сопутствуют возрастающий объем информации, усложнение учебных программ, привлечение разнообразных технических средств. Подобная интенсификация учебной деятельности приводит к повышению результативности обучения, но это происходит за счет истощения функциональных резервов, возрастания психоэмоционального напряжения и психофизиологических затрат.

Сложившаяся ситуация ставит перед психофизиологами и педагогами вопрос о том, как улучшить продуктивность обучения, не навредив здоровью школьников и их интересам.

Проведение медико-биологических мероприятий в целях эффективного профессионального самоопределения является достаточно важным. Так, более 50% учащихся обнаруживают неудовлетворительные знания профильных предметов при предварительном желании обучаться по выбранному профилю вследствие неадекватности индивидуальных медико-физиологических характеристик.

Среди основных медико-физиологических задач выделяются пролонгированные наблюдения и контроль за уровнем психофизиологического развития учащихся, адаптивными возможностями организма, состоянием здоровья школьников с целью выявления медицинских и психофизиологических показаний и противопоказаний избираемой профессии: коррекция профессиональных планов, создание условий для будущей профессиональной деятельности.

Кузбасские ученые и практики, наблюдающее за старшеклассниками школ с углубленным изучением предметов и инновационных образовательных учреждений ряда городов и сельских районов Кемеровской области, достаточно аргументировано показали необходимость комплексного изучения личности, включающего не только показатели, характеризующие особенности сознания индивида, но и показания функционального состояния подростка, его психофизиологического и физического развития, состояния здоровья.

Условием успешного выбора профиля обучения является сформированность ценностно-смысловых ориентаций личности, определяющих мотивационно-потребностную сферу.

Мотивационно-потребностные критерии готовности к выбору профиля обучения в значительной степени обусловлены индивидуально-типологическими особенностями ВНД, а успешность обучения достигается за счет высоких показателей смысловой и образной памяти, высокой подвижности нервных процессов и оптимального режима дня.

Установлено, что гимназисты с низким уровнем сформированности мотиваций отличаются выраженной правой моторной ассиметрией, а учащиеся с высоким уровнем мотивации характеризуются неопределенной моторной ассиметрией и более оптимальными показателями слухомоторной и зрительномоторной реакциями по сравнению с лицами, не имеющими твердой установки на приобретение прочных знаний по профильным предметам.

Наиболее высокую успеваемость, как общую, так и выбранному профилю, имеют десятиклассники со среднем уровнем сформированности ценностно-смысловых ориентаций, отличающихся высокой подвижностью нервных процессов, хорошей смысловой памятью, точностью реагирования на движущийся предмет.

Анализ современных научных исследований, результатов собственных долголетних экспериментальных наблюдений позволил выделить профильно-значимые психофизиологические характеристики

, имеющие перспективное значение при овладении программой определенного профильного обучения.

Показано, в частности, что старшеклассники с развитыми физико-математическими способностями характеризуются относительно уравновешенным типом нервной системы, доминированием регуляторных отделов левого полушария, высокой настойчивостью и уверенностью, развитой способностью к логическим классификациям.

У учащихся, проявляющих химико-биологические способности, наблюдается неуравновешенность нервных процессов со смещением баланса в сторону возбуждения, высокая подверженность чувствам, интровертированность, тревожность, развитое воображение и высокая способность к логическому обобщению.

Школьники, проявляющие высокие способности в гуманитарной области, характеризуются относительным, по сравнению с другими профилями функциональным доминированием правого полушария, выраженной эмпатией, общительностью и настойчивостью, высокой способностью к абстрагированию.

Комплектование профильных классов на основе использования психофизиологической диагностики способствовало более эффективному педагогическому руководству профессиональным самоопределением, о чем свидетельствует увеличение значений экспертной оценки успешности профильного обучения по сравнению с этапом констатирующего эксперимента, когда профильные классы формировались лишь с учетом социально-педагогических факторов.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Статистический анализ полученных результатов
В исследовании приняли участие три группы испытуемых, как указывалось выше: 1 группа – Таллиинская центральная гимназия (tkvg). 2 группа – Лаагнаская гимназия, подразделяется на две группы тестируемых: (lg; lg-1, lg-2). 3 группа – Каллаверская средняя школа (kkk). Ниже в таблицах 1–3 представлены о ...

Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Своеобразие труда детей дошкольного возраста
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда. Отражая в играх трудовы ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru