Разновидности и функции эвристик в обучении математике

Страница 1

В процессе обучения математике бывает полезно давать общие рекомендации, облегчающие поиск решения задач либо наталкивающие на «открытие» новой закономерности, понятия, теоремы и так далее. Такие рекомендации различными преподавателями в области методики математики называются эвристические ориентиры, эвристические предписания, эвристические схемы, стратегии и так далее. Все они относятся к эвристическим приемам деятельности и в их основе лежат, естественно разнообразные эвристики.

Для более глубокого понимания сути эвристики как эвристических приемов деятельности предлагаем классификацию эвристик.

В исследованиях по психологии приемы деятельности классифицируются по следующим основаниям: по степени обобщения приема; по степени обобщенности цели; по форме операционного состава; по возможности достижения цели. Поэтому в качестве оснований для классификации эвристик принимают основания, отнесенные к структурным элементам.

Первое основание – степень обобщенности приема.

Здесь эвристики делятся на:

- общие эвристики, применяемые практически во всех областях знаний.

Целью их является установление общих закономерностей, которые имеют место при решении всякого рода проблем, независимо от их содержания.

Структурными элементами являются эвристические приемы мыслительной деятельности и эвристические ориентиры;

- специальные эвристики, связанные с изучением конкретных математических фактов.

Цель данных эвристик состоит в создании благоприятных дидактических условий для самоорганизации учащихся при «открытии» и усвоении новых знаний, умений, а также в овладении приемами решений различных классов эвристических задач.

Структурными элементами специальных эвристик являются эвристические предписания, диалогические концентры, базовые эвристики решения эвристических задач;

Вторым основанием является степень обобщенности цели.

Выделяют эвристические приемы мыслительной деятельности.

Эту группу образуют приемы мыслительной деятельности, делящиеся следующим образом.

Общие (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, аналогия и другие).

Специфические (к ним относят: подведение под понятие, выведение следствий и так далее);

Эвристические ориентиры.

Общие предварительные и правдоподобные правила, целью которых является поиск решения данной проблемы. К ним относятся:

- правила ориентиры;

- правила – советы;

- эвристический довод;

- эвристическое рассуждение;

- эвристические схемы;

- стратегии и др.

2. Эвристические ориентиры специфического характера.

Приемы существенно ограничивающие поиск решения задач, однако, не гарантирующие получения нужного результата. Примерами эвристических ориентиров могут служить наборы общих эвристик:

- нарисуй картинку;

Пример: Прохожий заметил идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, он побежал и через 12 секунд прибежал на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать прохожему, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?

Прежде чем решать эту задачу, целесообразно сделать к ней рисунок 2.

Рис. 2

Решение: 1) 19 · 12 = 228 (м) – расстояние, которое проехал автобус;

2) 228 – 180 = 48 (м) – расстояние, которое пробежал прохожий;

3) 48: 12 = 4 (м/с) – скорость прохожего.

Ответ: 4 м/с.

- подразделяй на случаи;

- обращай действия;

- рассуждай от противного;

- обобщи;

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень ...

Цели организации элективных курсов по математике
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору для учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента . Прилагательное «элективный» (Electus – латинский) в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, названный в учебном плане «э ...

Общественный запрос на профилизацию школы
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных пр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru