В процессе обучения математике бывает полезно давать общие рекомендации, облегчающие поиск решения задач либо наталкивающие на «открытие» новой закономерности, понятия, теоремы и так далее. Такие рекомендации различными преподавателями в области методики математики называются эвристические ориентиры, эвристические предписания, эвристические схемы, стратегии и так далее. Все они относятся к эвристическим приемам деятельности и в их основе лежат, естественно разнообразные эвристики.
Для более глубокого понимания сути эвристики как эвристических приемов деятельности предлагаем классификацию эвристик.
В исследованиях по психологии приемы деятельности классифицируются по следующим основаниям: по степени обобщения приема; по степени обобщенности цели; по форме операционного состава; по возможности достижения цели. Поэтому в качестве оснований для классификации эвристик принимают основания, отнесенные к структурным элементам.
Первое основание – степень обобщенности приема.
Здесь эвристики делятся на:
- общие эвристики, применяемые практически во всех областях знаний.
Целью их является установление общих закономерностей, которые имеют место при решении всякого рода проблем, независимо от их содержания.
Структурными элементами являются эвристические приемы мыслительной деятельности и эвристические ориентиры;
- специальные эвристики, связанные с изучением конкретных математических фактов.
Цель данных эвристик состоит в создании благоприятных дидактических условий для самоорганизации учащихся при «открытии» и усвоении новых знаний, умений, а также в овладении приемами решений различных классов эвристических задач.
Структурными элементами специальных эвристик являются эвристические предписания, диалогические концентры, базовые эвристики решения эвристических задач;
Вторым основанием является степень обобщенности цели.
Выделяют эвристические приемы мыслительной деятельности.
Эту группу образуют приемы мыслительной деятельности, делящиеся следующим образом.
Общие (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, аналогия и другие).
Специфические (к ним относят: подведение под понятие, выведение следствий и так далее);
Эвристические ориентиры.
Общие предварительные и правдоподобные правила, целью которых является поиск решения данной проблемы. К ним относятся:
- правила ориентиры;
- правила – советы;
- эвристический довод;
- эвристическое рассуждение;
- эвристические схемы;
- стратегии и др.
2. Эвристические ориентиры специфического характера.
Приемы существенно ограничивающие поиск решения задач, однако, не гарантирующие получения нужного результата. Примерами эвристических ориентиров могут служить наборы общих эвристик:
- нарисуй картинку;
Пример: Прохожий заметил идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, он побежал и через 12 секунд прибежал на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать прохожему, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?
Прежде чем решать эту задачу, целесообразно сделать к ней рисунок 2.
Рис. 2
Решение: 1) 19 · 12 = 228 (м) – расстояние, которое проехал автобус;
2) 228 – 180 = 48 (м) – расстояние, которое пробежал прохожий;
3) 48: 12 = 4 (м/с) – скорость прохожего.
Ответ: 4 м/с.
- подразделяй на случаи;
- обращай действия;
- рассуждай от противного;
- обобщи;
Информация о ообразовании:
Сущность воспитательной системы. Закономерности развития воспитательных
систем
Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция к-ых обуславливает наличие у ОУ способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности р ...
Основные этапы развития просвещения в Византии
Византийская империя со столицей Константинополем просуществовала тысячелетие — с 395 по 1453 г. Она образовалась при распаде Римской империи в ее восточной части, охватив Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье. Ознакомление с византийской образованностью и педагогической ...
Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...