Разновидности и функции эвристик в обучении математике

Страница 1

В процессе обучения математике бывает полезно давать общие рекомендации, облегчающие поиск решения задач либо наталкивающие на «открытие» новой закономерности, понятия, теоремы и так далее. Такие рекомендации различными преподавателями в области методики математики называются эвристические ориентиры, эвристические предписания, эвристические схемы, стратегии и так далее. Все они относятся к эвристическим приемам деятельности и в их основе лежат, естественно разнообразные эвристики.

Для более глубокого понимания сути эвристики как эвристических приемов деятельности предлагаем классификацию эвристик.

В исследованиях по психологии приемы деятельности классифицируются по следующим основаниям: по степени обобщения приема; по степени обобщенности цели; по форме операционного состава; по возможности достижения цели. Поэтому в качестве оснований для классификации эвристик принимают основания, отнесенные к структурным элементам.

Первое основание – степень обобщенности приема.

Здесь эвристики делятся на:

- общие эвристики, применяемые практически во всех областях знаний.

Целью их является установление общих закономерностей, которые имеют место при решении всякого рода проблем, независимо от их содержания.

Структурными элементами являются эвристические приемы мыслительной деятельности и эвристические ориентиры;

- специальные эвристики, связанные с изучением конкретных математических фактов.

Цель данных эвристик состоит в создании благоприятных дидактических условий для самоорганизации учащихся при «открытии» и усвоении новых знаний, умений, а также в овладении приемами решений различных классов эвристических задач.

Структурными элементами специальных эвристик являются эвристические предписания, диалогические концентры, базовые эвристики решения эвристических задач;

Вторым основанием является степень обобщенности цели.

Выделяют эвристические приемы мыслительной деятельности.

Эту группу образуют приемы мыслительной деятельности, делящиеся следующим образом.

Общие (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, систематизация, аналогия и другие).

Специфические (к ним относят: подведение под понятие, выведение следствий и так далее);

Эвристические ориентиры.

Общие предварительные и правдоподобные правила, целью которых является поиск решения данной проблемы. К ним относятся:

- правила ориентиры;

- правила – советы;

- эвристический довод;

- эвристическое рассуждение;

- эвристические схемы;

- стратегии и др.

2. Эвристические ориентиры специфического характера.

Приемы существенно ограничивающие поиск решения задач, однако, не гарантирующие получения нужного результата. Примерами эвристических ориентиров могут служить наборы общих эвристик:

- нарисуй картинку;

Пример: Прохожий заметил идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, он побежал и через 12 секунд прибежал на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать прохожему, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек?

Прежде чем решать эту задачу, целесообразно сделать к ней рисунок 2.

Рис. 2

Решение: 1) 19 · 12 = 228 (м) – расстояние, которое проехал автобус;

2) 228 – 180 = 48 (м) – расстояние, которое пробежал прохожий;

3) 48: 12 = 4 (м/с) – скорость прохожего.

Ответ: 4 м/с.

- подразделяй на случаи;

- обращай действия;

- рассуждай от противного;

- обобщи;

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Школа - социокультурный центр
Сельская школа формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского общества. Она призвана обучать и воспитывать детей жить на селе, хотя социального заказа на это сейчас нет. Наличие школы в сельском поселении повышает качество жизни местного населения, улучшает социокультурную ситуацию на се ...

Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
Преподаватель изо. развивает эстетический вкус, худож-е знания и навыки, воспитывает стремление к познанию к совершенству, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru