Психометрия

Страница 1

Псих-ку часто наз. психометрией. Психометрия - область психодиаг-ки, связ-ая с теориейи практикой измерений в пис-ии. Это понятие было введено нем. исслед-м Х. Вольфом. Разделяют общую психометрию и дифференциальную.1.К общей психометрии относят измерения общепсих-го хар-ра, т.е. функцион-ой зависимсти м/у св-ми симула и св-ми субъект-х реакций. (н-р: объект-я прибавка веса и порог субъект-го ощущения увеличения тяжести) 2.К диффер-ой психометрии отн-т измерения, касающ-ся индив-х различий м/у людьми по способностям, здесь числовые значения приписываются не стимулам, а индивидам. Диф-ая психометрика по отн-ю к психодиаг-ки и диффер-ой пси-ии выступает в кач-ве технолого-методической дисциплины. Она обосновывает требования, кот-м должны удовл-ть психодиагн-е методики, процедуру их разработки и применения. К числу таких требований отн-ся надёжность и валидность методик. Вклад: Анастази, Гилфорд, Хаген. В традиц-ой тестологии термин «надёжность» ознч-т относ-ое пост-во, устойчивость, соглас-ть рез-ов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испыт-х. Повторное применение надёжных методик даёт сходные оценки. При этом могут совпадать как сами рез-ты, так и порядковое место. При повторении опыта воз-ны некот-е расхож-я, но они должны быть незначит-ми. Т. об. Надёжность методики- такой критерий, кот говорит о точности пси-х измерений, т. е. позв-т судить о том, насколько внушают доверие получен-е рез-ты. На практике выделяют 3 основных метода оценки надёжности теста: 1. Повторное тестир-е. 2.Паралельное тест-е. 3. Метод расщепления.

1.Повторное тес-е-явл. основным методом. Оно пров-ся одним и тем же тестом ч/з опред-й интервал времени при одинаковых усл=х. Повторное тес-е наз-ся-ретестом, а надёжность, измеренную таким способом ретестовой надёжностью. Этот метод обладает дост-ми и недост-ми. Дост-ва: естесвн-ть, простота опред-ия коэфец-та надёжности. Недос-ки: неопред-ть в выдоре интервала м\у двумя измер-ми. Проис-т либо подгонка под старые рез-ты, либо демонстрация новых рез-ов. 2. Парал-ое тестир-е- с одинаковой ошибкой измеряют одно и тоже св-во психики. Одни и те же лица вып-ют нес-ко вариантов одного и того же теста, необх-ио, чтобы испыт-й не мог обнар-ть их псих-ю однородность. 3. метод ращепления. Он явл. развитием метода прал-го тест-я и базируется на допущении о парал-ти не только отд-х форм теста, но и отдельных заданий внутри одного теста. Задачи теста делят на чёт-нечет. Дост-ва: независ-ть рез-ов тест-ия от тренировки, практики и т.д. При испол-ии метода повторного тест-ия получаем оценку устойчивости резт-ов во времени. Этот тест, наз-ют устойчивым и стабильным. При испол-нии метода парал-го тестирования и метода ращепления оценив-ся степень взаимной соглас-ти частей теста. Ведущим фактором кот поз-т измер-ть целевые рез-ты тест-ия явл валидность. Валидность – степень, в кот тест дейст-но измер-т то, для чего он пред-н.Валидность по своей сути – комплекс-ая хар-ка, включ-я, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а сдр. сороны какова её действенность, эффект-ть, практ-я полезность. Чтобы устан-ть валидность теста, его нужно провести на большой группе испыт-х. В совр-ой психометрии выделяют 3 вида валидности: 1. Содержат-я.2. Эмпирич-ая. 3. Конструктная.

1.Содер-ая означ-т, что тест явл валидным по мнению спец-ов. Содерж-ы валидность следует отличать от очевидной- валидность с точки зрения испыт-го. Она означ-т впечатление о предмете измерения. Содерж. влидность связана с оценкой отн-ия содержания тест-го мат-ла истиной, а не мнимой цели измерения. Для орпд-я содер-ой вал-ти испол-ся эксперт-е методы. 2. Идеи эмпирич. влидности заключ-ся в опред-ии способности теста служить индикатором формы поведения чел-ка. Основным явл выбор критериев. Выделяют 3 группы критериев: экспертные; эксперимен-е, жизненные. Экперт-й критерий пред-ет исполь-е экспертных оценок (учителя имеют низкую валидность и надёжность из-за субъект-го мнения). В экспер-х критериях испол-ся рез-ты одновременного и независимого тест-я испыт-х другим тестом. Коэф-т корреляции м/у рез-ми двух измерений наз-ся эмпирич-ой взаимной валидностью. Анастази выделяет текущую и прогностч-ю валидность. А)»Предсказания» в широком смысле –прогноз поведение испыт-х на основе данных тестир-я в реальной сит-ии; в узком смысле- указывает на временной интервал. Б). Текущая валидность-исп-ся в тестах, оценивающих настоящее положение дел.(Напр. Узнать кем явл-ся в данный момент-текущая валидность, а узнать склонен к тому или другому явл-ю –прогностич-я валидность).3. Констуктная вл-ть- показ-т, нас-ко рез-ты теста могут рассм-ся в кач-ве меры некого теоретич-го конструкта или св-ва. Устан-ся путём док-ва правил-ти теорет-х концепций, положен-х в основу теста.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д. Большое значение имеет взаимосвязь обучени ...

Методика как наука. Методы и приемы обучения изобразительному искусству в средней общеобразовательной школе
Методика — это и совокупность накопленного опыта, новые подходы, и поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя. И тогда методы обучения — это скорее всего система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части содержания программы. Он ...

Великие педагоги о труде
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд – первое основное условие все ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru