Педагогическая мысль эпохи Просвещения

Страница 1

Джон Локк (1632 – 1704) - английский ученый, просветитель и педагог. Выступая против идеалистического учения о врожденных идеях, считал, что идеи не врождены, ребенок появляется на свет, будучи “чистой доской”, готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт – рефлексию. Локк выдвинул положение о том, “что результаты сенсорного чувственного восприятия формируют опыт и привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека”.

Новаторство философа заключалось в том, что он рассматривал процесс становления и воспитания человека как единство физического, психического и умственного развития.

“Дж. Локк доказывал, что физический труд (всевозможные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ) снимает усталость от учебных занятий, увеличивает ловкость, энергию, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку. Положительно оценивая труд как средство физической закалки, активного отдыха детей, Д. Локк игнорировал социальное значение труда…. Воспитание в труде и для труда предназначалось лишь для детей неимущих”.

Локк решительно отверг догматизм в обучении, подавление личности воспитанника. Разработал методы обучения (названные им мягкими), которые ориентированы на естественные интересы и положительные эмоции детей. Они обусловлены стремлением сделать преподавание привлекательным.

“На первых порах обучения ребенок должен получить ясное представление о реальных вещах и явлениях, что явится основой последующего развития логического мышления, необходимого для обобщения данных опыта”.

Локк разработал специальные приемы и способы формирования суждений, развития мышления: каждый факт возводить в общее положение; видеть в совокупности все данные опыта (единство целого и части); не допускать какой-либо иной комбинации идей (аналогия, ассоциация), кроме той, что определяется природой самих вещей и т. д. Считал, что “умение рассуждать делает ум способным самостоятельно приобретать знания. Самообразование он определил как почти единственный способ усовершенствовать разум в полную меру его способностей”.

Педагогические труды Д. Локка составили целую эпоху в науке, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие педагогических идей.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) - французский философ, писатель, педагог. Ж.-Ж. Руссо внес существенный вклад в развитие педагогики, поставив в центре своей педагогической концепции ребенка. Согласно Руссо, воспитатель должен обеспечить оптимальные условия для естественного развития ребенка в соответствии с его потребностями и интересами.

Ж.-Ж. Руссо считал, что “на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – сгармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества”.

Под естественным воспитанием Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Руссо считает, что преждевременные знания, пока они не стали потребностью человека, вредны.

Он указывает на важность физического укрепления ребенка как одного из средств гармонизации отношений человека с природой, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма.

Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и т. п.) Руссо провозгласил важнейшим средством воспитания.

Гессен в своей книге “Основы педагогики” писал, что задача “свободного”, “естественного” воспитания Руссо – создать человека. Этим новое воспитание отличается от старого, ставившего себе целью подготовку к какой-нибудь профессии или школе. Учитель у Руссо должен уметь ничего не делать, а только поставить воспитанника в условия, при которых он сам бы все делал – вот первое и наиболее трудное искусство воспитателя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
В ходе исследования нами были использованы методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений. Методика "Весёлый - грустный" была выбрана нами в связи с тем, что она ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни младших школьников с умственн ...

Взгляды ученых педагогов на двигательную активность
Двигательная деятельность в жизни человека является важнейшим условием, определяющим здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. В дошкольном возрасте с помощью двигательной деятельности ребёнок приспосабливается к окружающей жизни, познает мир. Повышенный режим двиг ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru