Педагогическая мысль эпохи Просвещения

Страница 3

Один из центральных вопросов дидактики Гербарта – вопрос о роли интереса в процессе обучения. Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. “Обучение многостороннему интересу есть воспитание гуманизма”.

Гербарт полагал, “что главным средством развития многостороннего интереса детей является обучение, а средством развития их нравственных сил – нравственное воспитание. Но их разделение является весьма условным, поскольку существует нерасторжимое единство и взаимодействие обеих сторон учебно-воспитательной деятельности. Поэтому обучение без нравственного воспитания характеризовалось им как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения – как цель, лишенная средства”.

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог- демократ. “Дистервег был наиболее последователен в реализации передовых идей буржуазной педагогики в отношении начальной (народной) школы и подготовки учителей для нее. Среди этих идей необходимо в первую очередь назвать следующие: все люди первоначально равны между собой и способны к обучению; целью воспитания должно быть формирование всесторонне развитой личности; образование должно быть общедоступным”.

“Концепция человека, выдвинутая Дистервегом, может быть кратко охарактеризована следующим образом: человек обладает способностью к развитию и самосовершенствованию, его отличает специфически человеческая деятельность как смысл существования и условие развития. Выдающийся педагог верил в силу человеческого разума и диалектическую взаимосвязь мысли и действия, он верил в благотворную основу природы человека”.

Принцип развития личности становится стержневым положением его педагогической теории. Согласно Дистервегу, принцип развития соответствует принципу свободы в том смысле, что требует для каждого возможностей развивать свои способности и индивидуальные склонности.

“Дистервег выступал с идеей общечеловеческого воспитания, протестуя против сословности и уделяя при этом огромное внимание самодеятельности, т.е. активности и инициативе самого ребенка. С этой точки зрения он рассматривал труд как неотъемлемый составной элемент воспитания и обучения, как важнейшее средство формирования “я” человека”.

Дистервег является автором множества учебных пособий для учителей, создателем учительских семинарий. Дистервег говорил учителям: “Заставь ученика работать, работать самостоятельно, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывая из себя стойкого человека” .

“… из юноши может выйти толк лишь благодаря напряжению его сил, и что высшая задача воспитателя состоит в стимулировании воспитанника к выработке собственного “я”.

Дистервег говорил, что учитель должен не только “приохотить” ученика к ученью, но всегда использовать его силы, возбуждать его деятельность и так с ним обращаться, чтобы ученик не мог допустить даже мысли о том, что он посещает школу не для работы, а с какой-либо иной целью.

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года.

“Среди самых блестящих имен XIX в., составивших гордость и славу России, имена А. С. Пушкина, И. И. Пущина, А. М. Горчакова, А. А Дельвига, М. А. Корфа … Все они воспитанники Царскосельского лицея (1811-1817) – первого его выпуска. Трудно найти еще какое-либо учебное заведение, которое бы взлелеяло столько исключительных личностей”.

Лицей был закрытым дворянским высшим учебным заведением с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Все расходы на содержание Лицея несла государственная казна.

“Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений… Царскосельский лицей был первым в России учебным заведением, где не предусматривалось телесное наказание. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, их должны были называть только на “вы”. Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах Лицея, а с родителями и родственниками им позволялось видеться только в определенные дни и только в Лицее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекрати ...

Из опыта методики обучения сочинению
Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения ...

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи
Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз-чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две ст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru