Приемы работы над беспереводным пониманием читаемого

Страница 4

12. Интонирование всего текста.

13. Правильное нахождение логического предиката в отдельных предложениях текста.

14.Составление читающим предложений с целью проиллюстрировать употребление отдельных слов, существенных для раскрытия содержания текста, значение которых ранее было выявлено только при условии понимания всего сообщения.

15.Объяснение значения некоторых слов, ранее не известных читающему, но которых он мог понять при условии понимания всего сообщения.

16.Темп чтения текста.

17.Перевод отдельных слов, групп слов, предложений и абзацев.

18.Выбор из ряда картинок тех, которые иллюстрируют содержание прочитанного или составление иллюстрации к читаемому тексту.

Как я провожу такую работу в классе?

10-15 минут читаем незнакомый текст. Заранее, конечно же, разбираем все незнакомое - лексику, фонетические элементы, представляющие трудность, напоминаю значение грамматических конструкций, сначала переводим текст, что способствует более продуктивному чтению. Стараясь, чтобы текст читало как можно большее количество учащихся. В процессе этой работы возникает шумок, но он вытекает из характера работы и не нарушает рабочей дисциплины. Самостоятельная работа в классе эффективна лишь в том случае, если она тщательно проверяется. Лучшим способом проверки является хоровое и индивидуальное чтение.

Все слова делятся на две группы:

1. слова, которые нужны для понимания данного текста;

2. слова, которые войдут в лексический минимум учащихся. Слова, не входящие в лексический минимум, как бы отбрасываются после использования их для понимания текста, выводятся из активной лексики.

Изложенный выше материал позволяет выделить ряд основных положений, существенных для понимания процесса чтения на иностранном языке и соответственно для научного обоснования и разработки методики обучения чтению. Существенным является выделение в самом процессе чтения акта узнавания графических символов и акта понимания текста. Поэтому учитель на протяжении всего периода обучения должен иметь в виду эти две взаимосвязанные стороны.

Надо отметить, что на определенных этапах превалирует работа то над одной, то над другой ее стороной.

На начальном этапе обучения чтению следует уделять особое внимание технике чтения. Работа над техникой чтения предполагает учет таких психологических закономерностей, как единство восприятия и понимания в процессе чтения, роль узнавания букв и слов и их соотнесенность со звуками, скорость протекания этих процессов, преодоление факторов, мешающих усвоению новых букв и буквенно-звуковых связей, преодоление ошибок чтения, обучение быстрому чтению вслух. Вся эта работа требует значительного числа тренировочных упражнений.

Если на первых порах обучения чтению учащихся в силу ограниченности лексического запаса и грамматических знаний читаются очень несложные тексты, то с ростом знаний и навыков они постепенно начинают читать тексты, содержание которых имеет познавательную ценность и воспитательное значение.

Чем выше развиты навыки чтения и умение понимать читаемое, тем большее наслаждение ученики получают от чтения. Чтобы добиться этого, учитель должен разбираться в психологических закономерностях, характеризующих этот процесс.

Работа по развитию понимания текста должна строиться на основе формулы понимания, т.е. соотношения связи «текст-чтец».

Известно, что смысловая сторона речевого сообщения носит категориальный характер. Всякий текст создается не ради самого себя, а имеет коммуникативную ценность, т.е. сообщает что-то с определенным отношением к высказываемому со стороны автора текста, с другой стороны - имеет целью воздействия на чтеца.

Обучая чтению, учитель должен всегда заботиться, чтобы информация, излагаемая в тексте, была доступна учащимся. Поэтому ему следует внимательно относиться к подбору текстов, исходя из этих психологических закономерностей, как зависимость текста от его композиционно-смысловой информации, определенная насыщенность текста неизученными языковыми явлениями.

Учителю следует так организовать процесс чтения, чтобы вызвать у учащихся оптимальную концентрацию и правильное распределение внимания, а также обеспечить условие наиболее продуктивной мыслительной деятельности, т.е. деятельности памяти и воображения. Все это будет способствовать успешному пониманию текста. А это зависит от того, насколько сам учитель владеет способами проверки понимания прочитанного. Чем разнообразнее будут способы проверки понимания, тем интереснее будет протекать работа учащихся с текстом. Все это в целом повысит эффективность процесса обучения чтению.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Развитие ребенка в социуме
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму к внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также спец ...

Основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций
Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной учитель, при определении объёма в указании учащимся домашних учебных заданий, степени насыщенности урока учебным материалом, при уч ...

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru