Работа над содержательной стороной письменной речи

Страница 3

Средствами «вчитывания» и первичного синтеза, по мнению Е.Д. Разанова, является поиски логических связей при первом чтении и синтез смысловых отрезков, Для развития умения находить смысловые отрезки для их синтеза при первом чтении необходимы тренировочные упражнения, помогающие созданию определенной направленности мысли учащегося перед чтением незнакомого текста для более легкого его восприятия.

К таким упражнениям можно отнести: поиски в тексте в процессе чтения ответов на полученные предварительно вопросы; прослушивание рассказав учителя на тему, непосредственно связанную с содержанием текста, и последующие ответы на вопросы с целью контроля понимания; беседу с учителем на тему, связанную с материалом текста; деление текста на смысловые отрезки по плану, предложенному учителем; прослушивание читаемых учителем смысловых отрезков текста и пересказ учащимися их содержания при помощи наводящих вопросов учителя; нахождение и выделение в тексте определенных предложений -мыслей, отражающих какую-то часть содержания; подчеркивание в тексте предложений, составляющих ответы на вопросы учителя с постепенным увеличением объема содержания; самостоятельную смысловую группировку текста и придумывание заголовков к смысловым отрезкам.

Построение текстов с большим объемом лексического материала и с включением определенного числа новых слов (при отсутствии прочих требований) предполагает наличие мыслительной операции, связанной с ориентировкой в логических связях текста, в том числе и языковой догадке.

В связи с этим целесообразно введение тренировочных упражнений для развития соответствующего умения.

Можно предложить следующие упражнения на развитие умения догадки о значений незнакомой лексики:

1. Интернациональных слов - путем соотнесения со словами родного или другого иностранного языка, известного учащимся.

Capitalism, demonstration, sputnik.

2. Сложных слов - путем мысленного анализа и соотнесения со знакомыми элементами слов.

3. Производных слов - путем соотнесения со знакомыми элементами слов.

4. Конвертированных слов - путем соотнесения со знакомыми корнями слов.

5. Корневых слов - по сходству с корнем родного языка: А) полному (по структуре и значению)

Б) частичному (по написанию и звучанию) - путем соотнесения со словами родного языка.

6. Слов:

А)с помощью контекста - путем опоры на потенциально знакомые слова;

Б) путем установления синтаксической функции слов;

В)путем установления ассоциативной связи с ключевыми словами;

Г) путем соотнесения с имеющимися в тексте противопоставлениями или антонимами;

Д) путем соотнесения с имеющейся дефиницией, описанием или общим содержанием текста;

Е) путем соотнесения со значением большего контекста.

7. Слов - путем соотнесения этимологической общности со знакомыми словами другого иностранного или родного языка.

8. Слов - путем ономатопоэтической догадки, когда звучание слова передает его значение.

9. Слов - по действию или назначению предмета.

10. Слов - по принадлежности предмета к определенной категории вещей.

Догадки о значении целых предложений или отрывков текста путем соотнесения с общим его содержанием или большим контекстом.

иноязычный текст понимание чтение

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...

Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). За рубежом библиотерапия нашла применение в различных сферах общественной жизни, в большей степени в здравоохранении, являясь равноправной частью лечебного процесса. Согласно опр ...

Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизус ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru