Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Статьи по педагогике » Занятия по лёгкой атлетике в школе » Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма

Страница 2

б) циклические упражнения субмаксимальной интенсивности (средние дистанции);

в) циклические упражнения большой интенсивности (длинные дистанции);

г) циклические упражнения средней интенсивности (сверхдлинные дистанции).

Физические упражнения максимальной интенсивности (короткие дистанции). Такого рода упражнения (бег на 100—200 м, плавание на 50 м и др.) выполняют при максимальном напряжении организма. Эти движения вызывают большую кислородную задолженность, например восстановительный период после бега на 100 м длится не менее 30—40 минут, биохимические сдвиги в крови и моче невелики из-за продолжительности работы.

При выполнении упражнений максимальной интенсивности можно наблюдать важный феномен, так называемый гравитационный шок, впервые описанный болгарским ученым Д. Матвеевым. У вполне здоровых спортсменов после бега на 100—400 м, если они сразу останавливаются на финише и стоят на месте несколько минут, может вдруг наступить резкое падение максимального артериального давления. Появляется картина, напоминающая шоковое состояние; спортсмен может даже потерять сознание. После отдыха такое состояние быстро проходит без каких-либо последствий для пострадавшего. Гравитационный шок объясняют следующим: во время интенсивного бега происходит значительное расширение сосудистого русла в мышцах ног, сосудистый тонус понижается. При прекращении бега мышцы ног расслабляются, действие «мышечного насоса» прекращается и в то же время начинают расширяться суженные во время бега сосуды брюшной полости. Вследствие этого происходит резкое понижение периферического сопротивления, уменьшается приток крови к правому и левому сердцу и уменьшается систолический объем. В результате всех этих изменений максимальное и минимальное артериальное давление падает, возникает временная анемия головного мозга, на что остро реагирует особенно чувствительная к недостатку кислорода нервная ткань.

Для предотвращения гравитационного шока после интенсивного бега спортсменам не следует сразу останавливаться и стоять на месте, а наоборот, некоторое время они должны находиться в движении (бегать, ходить). Физические упражнения субмаксимальной интенсивности (средние дистанции). Длительность работы при циклических упражнениях субмаксимальной интенсивности колеблется от 45 секунд до 6 минут.

К средним дистанциям относятся легкоатлетический бег на 400, 800, 1000 и 1500 м, плавание на 100— 400 м, гребля на 1500—2000 м, бег на коньках на 1000— 1500 м, велосипедные гонки на 1000—3000 М. При средних дистанциях деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы достигает максимальных пределов. У тренированных людей легочная вентиляция возрастает до 70—140 л в минуту, поглощение кислорода до 3,5—5,5 л в минуту, ударный объем сердца достигает 150—210 мл, пульс учащается до 180—210 ударов в минуту, артериальное давление повышается до 160—240 мм рт. ст., минутный объем сердца увеличивается до 30—40 л. Восстановительный период по потреблению кислорода, частоте пульса длится от 1 до 2 часов. Наблюдают резкие биохимические сдвиги в составе крови.

При работе субмаксимальной интенсивности очень часто возникает особое состояние, известное под названием мертвой точки и второго дыхания. Сущность этого явления заключается в следующем: спортсмен во время бега, плавания, гребли и т. д. (обычно требуется не меньше 40 секунд интенсивной мышечной деятельности) начинает ощущать сильную усталость, появляется чувство стеснения в груди, удушья, тяжести в ногах, возникает труднопреодолимое желание прекратить соревнование. При таком состоянии пульс достигает 200 ударов в минуту и более, дыхание резко нарушается (одышка), артериальное давление значительно повышается (рис. 55). Мобилизуя всю волю, опытный спортсмен преодолевает такую «мертвую точку» и через некоторое время ощущает значительное облегчение: дыхание становится глубоким и ровным, как бы открывается «второе дыхание», и спортсмен успешно заканчивает дистанцию.

В настоящее время это явление рассматривают как следствие нарушений в согласованной деятельности всех систем, участвующих в данном двигательном акте. Возникновение «мертвой точки» представляет собой временное нарушение динамического стереотипа (А. Н. Крестовников).

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Теория соответствия образования уровню развития общества 70-80 гг. ХХ века
Идеи: 1). Образование – это зеркало общества (отражает уровень современности). 2). Главная функция образования – это воспроизводство существующего общества. Сначала возрождение экономики, промышленности, а потом результаты отразятся на школе. Идеи: 1). Образование яв-ся средством развития личности. ...

Основные компоненты логики подготовительного этапа
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», ...

Использование декоративно-прикладного искусства в целях реабилитации детей с ограниченными возможностями
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru