Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»

Статьи по педагогике » Физическая культура как потребность человека » Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»

Страница 1

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

При исходном определении понятия «физическая культура», это понятие принципиально недопустимо сводить к представлениям о естественной, природной физической активности индивида и вообще лишь к его физической или двигательной активности. Физическая активность лишь тогда превращается в центральный компонент физической культуры, когда она становится окультуренной двигательной деятельностью, целесообразно направленной на оптимизацию физического состояния и развитие человека в единстве с его духовным развитием. А это возможно только тогда, когда в обществе, хоть в какой-то мере, возникают материальные и духовные ценности, обеспечивающие реально такую направленность и результативность окультуренной физической активности. Соответственно для верного понимания физической культуры нужно воспринимать ее, как минимум, в трех аспектах: деятельностном (физическая культура как особая деятельность), предметно-ценностном (физическая культура как совокупность определенных предметных ценностей) и персонифицированно-результативном (физическая культурность как результат воздействия на индивида деятельностных и предметно-ценностных факторов физической культуры).

Сказанное акцентирует внимание на том, кроме прочего, что физическая культура – это не просто природное явление. Хотя ее возникновение и функционирование имеют существенные предпосылки в естественной природе человека, она, в конечном счете, – продукт его общественного развития. В какой-то мере справедливо говорят, как то нередко бывает в литературе и в обсуждениях, что физическая культура – биосоциальное явление, но это справедливо лишь при условии, если не упускать из внимания доминирующей роли социальных факторов и закономерностей в ее возникновении, функционировании и развитии.

Как уже говорилось, становление и развитие физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью человечества. Первоначальные формы труда (собирательство – использование природных продуктов в качестве источников питания, охота, земледелие, скотоводство и т.д.) требовали от человека проявления значительных физических способностей и способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой культуры. Причем первоначальные формы трудовых действий стали своего рода прообразом ряда ее элементов (физические упражнения в беге, прыжках, преодолении предметных препятствий, метании копья и т.д.), которые и составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений опять-таки к труду.

С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладных компонентов физической культуры стало оказывать военное дело. Большая роль в становлении, функционировании и развитии физической культуры принадлежит разнообразным факторам и формам общественного сознания – науке, морали, политической идеологии, правовому сознанию, художественно-эстетическому сознанию, искусству, религии, хотя их конкретное влияние на нее в различных стадиях общественного развития и в реальных условиях может быть неоднозначным – не только позитивным, нo и тормозящим или даже, в определенных ситуациях, деструктивным (один из примеров последнего – негативное влияние на нее средневековых религиозных догматов, провозглашавших греховным заботу о человеческом теле). Только на основе понимания единства био- и социо-истоков физической культуры и определяющей роли ее многоаспектной общественной обусловленности можно уяснить ее суть.

Современная физическая культура особенно широко и дифференцированно проникает в различные сферы жизни и деятельности человечества. При этом ее компоненты видоизменяются в зависимости от особенностей различных сфер. Со своей стороны она оказывает влияние на деятельность в различных сферах, а в какой-то мере и на их состояние. В первую очередь физическая культура представлена в качестве одного из фундаментальных факторов в системе образования-воспитания подрастающих поколений (в дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях). В то же время она не теряет связей со сферой производительного труда. Хотя доля физической активности трудящихся в условиях современного механизированного и автоматизированного производства намного меньше, чем в прошлые времена, физическая культура не утратила своего значения в качестве одного из основных факторов профессионально-прикладной подготовки к трудовой деятельности и как фактор содействия производительности труда (в виде «производственной» физической культуры). Не исчезла также, а в определенном отношении и возросла, роль физической культуры как фактора прикладной физической подготовки к военной и аналогичной службе (в армии, в подразделениях МВД и в подобных видах служебной деятельности). Возрастает роль физической культуры и в системе здравоохранения, где ее факторы все более направленно используются для профилактики и лечения особенно распространенных заболеваний нынешнего времени (сердечнососудистых, обменных и некоторых других). Новым явлением современности становится небывало активное внедрение физической культуры в повседневный быт различных групп и слоев населения (в виде повседневно-бытовых, оздоровительно-рекреативных и оздоровительно-реабилитационных физкультурных занятий). Правда, это относится пока к странам, сумевшим создать благоприятные социально-экономические условия для большей части населения.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Великие педагоги о труде
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд – первое основное условие все ...

Особенности организации работы школьной библиотеки
Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на инфор ...

Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе. § Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru