Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности

Статьи по педагогике » Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности » Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности

Страница 1

В ходе исследования нами были использованы методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений.

Методика "Весёлый - грустный" была выбрана нами в связи с тем, что она ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Методика неоконченных предложений была выбрана нами с тем, что она ориентирована на выявление отношений младших школьников с умственной отсталостью к разным сферам общения и учебной деятельности.

Методики были взяты из практикума по возрастной психологии под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

Методики проводились в коррекционной школе VIII вида № 20 в 3 классе. В исследовании участвовали 10 детей 9-10-летнего возраста, 7 девочки и 3 мальчика.

Методика "Весёлый-грустный".

Цель методики: изучение представлений 9-10-летних детей с умственной отсталостью об эмоционально-значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.

Оборудование: карточки с текстами.

Проведение исследования.

Детям 10-12 лет предлагают придумать завершение рассказа.

Ход работы: Придумай, чем закончится история. "Петя пришёл из школы грустный. Мама спросила его: "Поему ты такой грустный?" Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…" Что дальше сказал Петя?

Может использоваться текст, где у мальчика весёлое настроение.

Ответы детей распределяются по 4 типам.

1. "Отметка": грустный - потому что учительница поставила двойку, весёлый - потому что учительница поставила пятёрку и т.д.;

2. "Непосредственные отношения с учителем": поругала, была добрая, выгнала из класса, была сердитая, наказала и т.д.;

3. "Учитель - уроки": учительница заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу и т.д. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков;

4. "Содержание деятельности": ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т.п.

Полученные результаты можно показать в виде таблицы 1

Категории ответов

Ответы детей

весёлый

грустный

Отметка

3

5

Непосредственные отношения с учителем

4

3

Учитель - уроки

2

1

Содержание деятельности

1

1

Прочие ответы

0

0

Всего

10

10

Обработка результатов: В завершении текста, где у мальчика грустное настроение, 5 учащихся дали ответы 1 типа "отметка" (поставила двойку), что соответствует 50%; 3 учащихся дали ответы 2 типа "непосредственные отношения с учителем" (поругала, была сердитая, наказала) (30%); 1 учащийся дал ответ 3 типа "учитель - уроки" (учительница заболела) (10%); 1 учащийся дал ответ 4 типа "содержание деятельности" (трудное задание) (10%).

В завершении текста, где у мальчика весёлое настроение, 3 учащихся дали ответы 1 типа "отметка" (поставила пятёрку) (30%); 4 учащихся дали ответы 2 типа "непосредственные отношения с учителем" (похвалила, была добрая) (40%); 2 учащихся дали ответы 3 типа "учитель - уроки" (пришла сегодня) (20%); 1учащийся дал ответ 4 типа "содержание деятельности" (лёгкое задание) (10%).

В ходе исследования было выявлено, что большее количество ответов (50% в первом случае и 30% во втором) младшие школьники с умственной отсталостью дали с ориентацией оценивания их знаний учителем. Они считают, если у ученика плохое настроение, значит, ему поставили плохую отметку.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Особенности несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего недоразвития речи
Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них ...

Структура коллектива
В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Восприятие детей младшего школьного возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, приобретают дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходства музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru