Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности

Статьи по педагогике » Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности » Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности

Страница 1

В ходе исследования нами были использованы методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений.

Методика "Весёлый - грустный" была выбрана нами в связи с тем, что она ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Методика неоконченных предложений была выбрана нами с тем, что она ориентирована на выявление отношений младших школьников с умственной отсталостью к разным сферам общения и учебной деятельности.

Методики были взяты из практикума по возрастной психологии под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.

Методики проводились в коррекционной школе VIII вида № 20 в 3 классе. В исследовании участвовали 10 детей 9-10-летнего возраста, 7 девочки и 3 мальчика.

Методика "Весёлый-грустный".

Цель методики: изучение представлений 9-10-летних детей с умственной отсталостью об эмоционально-значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.

Оборудование: карточки с текстами.

Проведение исследования.

Детям 10-12 лет предлагают придумать завершение рассказа.

Ход работы: Придумай, чем закончится история. "Петя пришёл из школы грустный. Мама спросила его: "Поему ты такой грустный?" Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…" Что дальше сказал Петя?

Может использоваться текст, где у мальчика весёлое настроение.

Ответы детей распределяются по 4 типам.

1. "Отметка": грустный - потому что учительница поставила двойку, весёлый - потому что учительница поставила пятёрку и т.д.;

2. "Непосредственные отношения с учителем": поругала, была добрая, выгнала из класса, была сердитая, наказала и т.д.;

3. "Учитель - уроки": учительница заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу и т.д. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков;

4. "Содержание деятельности": ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т.п.

Полученные результаты можно показать в виде таблицы 1

Категории ответов

Ответы детей

весёлый

грустный

Отметка

3

5

Непосредственные отношения с учителем

4

3

Учитель - уроки

2

1

Содержание деятельности

1

1

Прочие ответы

0

0

Всего

10

10

Обработка результатов: В завершении текста, где у мальчика грустное настроение, 5 учащихся дали ответы 1 типа "отметка" (поставила двойку), что соответствует 50%; 3 учащихся дали ответы 2 типа "непосредственные отношения с учителем" (поругала, была сердитая, наказала) (30%); 1 учащийся дал ответ 3 типа "учитель - уроки" (учительница заболела) (10%); 1 учащийся дал ответ 4 типа "содержание деятельности" (трудное задание) (10%).

В завершении текста, где у мальчика весёлое настроение, 3 учащихся дали ответы 1 типа "отметка" (поставила пятёрку) (30%); 4 учащихся дали ответы 2 типа "непосредственные отношения с учителем" (похвалила, была добрая) (40%); 2 учащихся дали ответы 3 типа "учитель - уроки" (пришла сегодня) (20%); 1учащийся дал ответ 4 типа "содержание деятельности" (лёгкое задание) (10%).

В ходе исследования было выявлено, что большее количество ответов (50% в первом случае и 30% во втором) младшие школьники с умственной отсталостью дали с ориентацией оценивания их знаний учителем. Они считают, если у ученика плохое настроение, значит, ему поставили плохую отметку.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru