Очевидно, что каждая новая научная отрасль, отделившаяся от педагогики, имеет свои специфические особенности, которые находят отражение в системе ее категорий и понятий. Однако понятийный аппарат частной науки формируется не сам по себе, а на основе понятийно-категориальной системы педагогики и во взаимосвязи с ее основными категориями.
Исходя их этого, можно утверждать, что, выделив собственные категории социальной педагогики и рассмотрев их во взаимосвязи с основными педагогическими категориями, мы тем самым обозначаем специфику этой области знания, позволяющую ее выделять в самостоятельную педагогическую отрасль. Для этого можно воспользоваться формально-логическим приемом: сначала выделим категории педагогики (как заимствованные ею из других наук, так и ее собственные); затем спроецируем педагогические категории на социальную педагогику и попытаемся разобраться, что она заимствует у других наук, а какие понятия являются ее собственными, отражающими предмет ее исследования.
Для наглядности сведем основные категории педагогики и социальной педагогики в сопоставительную таблицу и рассмотрим их в сравнении.
Категории педагогики и социальной педагогики.
Педагогика |
Социальная педагогика | ||
Заимствованные |
Собственные |
Заимствованные |
Собственные |
Образование |
Образование | ||
Обучение |
Обучение |
Социальное обучение | |
Воспитание |
Воспитание |
Социальное воспитание | |
Дети (ребенок) |
Дети (ребенок) | ||
Личность |
Личность | ||
Развитие |
Развитие | ||
Деятельность |
Педагогическая деятельность |
Деятельность |
Социально-педагогическая деятельность |
Общество |
Общество | ||
Социум | |||
Социальный институт | |||
Социализация |
Социализация | ||
Социальная адаптация | |||
Социальная реабилитация |
Информация о ообразовании:
Рисование в России XVIII века
До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем ...
Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её
воспитания
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поруче ...
Что такое глухонемота
Глухота - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в т. ч. и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом над ...