Очевидно, что каждая новая научная отрасль, отделившаяся от педагогики, имеет свои специфические особенности, которые находят отражение в системе ее категорий и понятий. Однако понятийный аппарат частной науки формируется не сам по себе, а на основе понятийно-категориальной системы педагогики и во взаимосвязи с ее основными категориями.
Исходя их этого, можно утверждать, что, выделив собственные категории социальной педагогики и рассмотрев их во взаимосвязи с основными педагогическими категориями, мы тем самым обозначаем специфику этой области знания, позволяющую ее выделять в самостоятельную педагогическую отрасль. Для этого можно воспользоваться формально-логическим приемом: сначала выделим категории педагогики (как заимствованные ею из других наук, так и ее собственные); затем спроецируем педагогические категории на социальную педагогику и попытаемся разобраться, что она заимствует у других наук, а какие понятия являются ее собственными, отражающими предмет ее исследования.
Для наглядности сведем основные категории педагогики и социальной педагогики в сопоставительную таблицу и рассмотрим их в сравнении.
Категории педагогики и социальной педагогики.
Педагогика |
Социальная педагогика | ||
Заимствованные |
Собственные |
Заимствованные |
Собственные |
Образование |
Образование | ||
Обучение |
Обучение |
Социальное обучение | |
Воспитание |
Воспитание |
Социальное воспитание | |
Дети (ребенок) |
Дети (ребенок) | ||
Личность |
Личность | ||
Развитие |
Развитие | ||
Деятельность |
Педагогическая деятельность |
Деятельность |
Социально-педагогическая деятельность |
Общество |
Общество | ||
Социум | |||
Социальный институт | |||
Социализация |
Социализация | ||
Социальная адаптация | |||
Социальная реабилитация |
Информация о ообразовании:
Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи
Целенаправленное формирование связной устной и письменной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями д ...
Формирование представлений об орфограмме
После того, как в 1-ом классе достаточно хорошо отработано умение ставить ударения и выполнять слого-звуковой анализ слов, знакомлю детей с наличием опасности на месте безударного звука. Для наблюдения берем два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными букв ...
Медицина и педагогика на пути интеграции
Сегодня в России в условиях демографического кризиса и интенсивного снижения уровня здоровья населения создание комплексного теоретического и практического человекознания становится одним из главнейших стимулов научного развития. Выдвижение проблемы человека в качестве общенаучной коренным образом ...