Категории и принципы социальной педагогики

Статьи по педагогике » Социальная педагогика » Категории и принципы социальной педагогики

Страница 5

Особая роль в социальном становлении ребенка отводится освоению им речи. Развитие речи связано у ребенка с длительным и сложным процессом, в котором ребенок учится владеть формами того языка, в атмосфере которого он развивается. Вместе с языком ребенок незаметно для себя усваивает целую систему идей, понимания человека в нем. Если ребенок не осваивает эти знания, то у него могут возникнуть сложности в понимании окружающей действительности, сложности интеграции его в общество.

Воспитание как основная категория педагогики является объектом пристального внимания ученых на протяжении всей истории развития педагогической мысли. Вместе с тем проблема содержания понятия «воспитание» как бы запрограммирована на постоянную новизну, и актуальность, обо оно имеет принципиальное значение, так как смысловое наполнение этого понятия определяет основные подходы к целям, задачам и средствам педагогической деятельности.

С другой стороны, воспитание – это вечная и всеобщая категория общественной жизни. Очевидно, что социальный феномен воспитания гораздо шире обозначающего его термина. Попробуем вкратце проследить, как менялись цели и содержание воспитания в истории развития нашего общества. Эти изменения отражение, как правило, в уточняющем определении, которое присоединяется к этому слову: семейное воспитание, народное воспитание, нравственное воспитание и др.

Качества личности проявляются в действии, которое рождает поступок, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и задачами. Поступки же в конечном итоге формируют поведение человека.

В основе нравственного воспитания ребенка лежит формирование нравственных убеждений – знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении человека и становятся его руководством к действию. Следующими составляющими нравственного воспитания являются формирование нравственного поведения и нравственных чувств.

Нравственные убеждения, поведения регулируются в обществе нравственностью – совокупностью принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Гарантом нравственных требований, объектом социального контроля выступает общественное мнение.

Таким образом, нравственное воспитание ребенка – одна из важнейших и сложнейших задач педагогической деятельности.

Однако этот процесс не всегда бывает достаточно эффективным. Если по какой-либо причине у ребенка не сформированы социальные знания, значит, и не сформированы отношения, т.е. не сформированы и какие-то необходимые ему в социализации качества личности. Поэтому в процессе социально – педагогической деятельности такие социально значимые качества у ребенка должны быть сформированы – это и есть задача социального воспитания.

То есть под социальным воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.

Как вытекает из этого определения, социальное воспитание имеет практично – ориентированный характер. Поясним эту мысль. Воспитание, в целом, направлено на формирование качеств личности, которые и характеризуют индивида как члена общества, т.е. все качества личности социально значимы. Однако когда мы говорим о практическом формировании конкретных качеств у конкретного ребенка, то с точки зрения структуры и содержания педагогической деятельности, применяемых методик и технологий выделяются различные аспекты воспитания: физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Музыкальная речь
музыкальный восприятие дошкольный педагогический До тех пор, пока педагог термин «восприятие» трактует исключительно как слушание музыки, оно будет оставаться музыкально-пассивным процессом, ибо действие воспринимания направляется, как правило, на решение задачи, отвечающей аналитико-познавательной ...

Статистический анализ полученных результатов
В исследовании приняли участие три группы испытуемых, как указывалось выше: 1 группа – Таллиинская центральная гимназия (tkvg). 2 группа – Лаагнаская гимназия, подразделяется на две группы тестируемых: (lg; lg-1, lg-2). 3 группа – Каллаверская средняя школа (kkk). Ниже в таблицах 1–3 представлены о ...

Проблемы преподавания русской кинематографии в старших классах
Курс «Мировая художественная культура» в современной общеобразовательной школе является необходимым звеном гуманитарной подготовки учащихся. Изучение истории становления Русского кинематографа в рамках мировой художественной культуры не только способствует эстетическому воспитанию, но и позволяет в ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru