Наталья Михайловна Сокольникова – современный педагог- методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и ДПИ, и эмоциональному развитию учащихся. Художественное образование школьников — процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Художественное воспитание школьников — процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное образование и воспитание неотделимо от побуждения детей к художественно-творческой деятельности, к созданию эстетических, в том числе художественных, ценностей. Эстетическое воспитание в общеобразовательной школе — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной с позиций доступного ей понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты». Система художественно-эстетического воспитания в общеобразовательной школе — живой, целенаправленный, с учетом возраста учащихся организованный процесс художест- венно-эстетического образования, развития, воспитания детей на основе совокупности современных методологических принципов. Система эстетического воспитания учащихся начальных классов строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эстетическим суждениям, которые должны быть свойственны младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. . Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б. М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Информация о ообразовании:
Экспериментальное исследование по формированию умения
рассказывать с использованием моделирования
Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая групп ...
Наглядность как принцип обучения с точки зрения
различных педагогов
коменский образование диалектика обучение Впервые сформулированный Я.А. Коменским принцип наглядности был в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проводились Л.В. Занковым, И.М. С ...
Игра-драматизация как форма
коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как ср ...