лицей педагогика образование
Лицей – 1) среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года – привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников.
Появление лицеев в начале XIX века в России неразрывно связано с общеисторическими контекстами и культурными ориентирами эпохи Классицизма и Просвещения. Обращение к античным классическим началам в идеи открытия лицея заложено в самом понятии «лицей», зародившемся в Древней Греции («Ликей» или «Ликейон» - древнегреческая школа вблизи Афин возле храма Аполлона Ликейского, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и просуществовавшая около 800 лет). Новое обращение к античному термину «ликейон» произошло во Франции в конце 18 века, в эпоху Просвещения как обозначение нового типа высших общественных школ: в 1781 году в Париже открылся Ликейон – первый университет «для светских людей». По окончании обучения в лицее выпускники сдавали экзамен на степень бакалавра. Его сдавало менее половины учащихся. Диплом открывал путь в Университет. Создание лицеев было ответом на социальный заказ-подготовку высокообразованных и преданных императору чиновников. Одной из главных задач этих учреждений была подготовка кадров, способных проводить политику императора, то есть в основе лицейского образования во Франции отчетливо прослеживаются политические цели.
В России первые лицеи организуются вначале 19 в. Характерной особенностью этого процесса было то, что они создавались, в основном, на частные пожертвования и финансирования. Главной причиной создания лицеев в России были реформаторские замыслы правительства Александра I, которые резко обострили потребность в разносторонне образованных чиновниках высокого ранга. Бурное развитие техники в конце 18 и начале 19 века вызвало необходимость в отказе от христианской идеологии в образовании, направленной в основном на поддержание религиозного имиджа. Появилась острая потребность в большом количестве образованных людей с широким кругозором и гибким мышлением. Образовательные центры при церквях, в силу своей специфики, не могли дать светских, а особенно естественнонаучных знаний. Все учебные заведения открывались с разрешения Его Императорского высочества, более того, «Положение» и «Устав» также утверждались им. И в дальнейшем деятельность российских лицеев находилась под постоянным вниманием и покровительством первого лица Российской империи. Все это также говорит о значительной политической окраске этого процесса.
Первые лицеи назывались гимназиями, или училищами «высших наук», то есть изначально закладывалась некая двойственность этого типа учреждения: на уровне университета, но не подобно ему, что сразу же составило блок причин трудностей их становления и развития, и это стало в дальнейшем одной из главных причин закрытия многих лицеев. Двойственность лицейского статуса определялась и тем обстоятельством, что эти учебные заведения должны были воспитать в определенной степени людей «новой породы» и, чтобы преобразовать лик России и поставить ее в один ряд с цивилизованными государствами Европы.
Первым документом, узаконившим управление государственной системой образования в России, были утвержденные 24 января 1803 года Предварительные правила народного просвещения. В целом документ представлял собою скорее концепцию развития образования, нежели закон его функционирования, но большинство статей предварительных правил «являлись, по существу, проектом программы будущего устройства системы». Эти правила послужили созданию трех типов учебных заведений: лицеев, университетов и гимназий.
Новый тип школы, который получил название «лицей», начал вырабатываться в России в 19 веке. На протяжении первой четверти 19 века были открыты Царскосельский, Ришельевский и Волынский лицеи. Позднее к ним добавились Демидовский и Нежинский. Лицеи занимали в системе образования промежуточное положение между гимназией и университетом, но ближе были к последнему. Внутреннее устройство лицеев было схоже с университетским: во главе стоял совет, обладающий правом избрания проректора, инспектора, а также правом самостоятельного заведования учебной и хозяйственной частью.
Воспитанники лицеев имели равные права с университетскими студентами. Аттестаты лицеев уравнивались с аттестатами университетов во всех отношениях, в том числе и праве на получение классного чина по окончании обучения. В старших классов лицеев имелся курс университетских наук, включавший богословские, философские или юридические науки. Энциклопедическое образование, которое давал лицей, дает основание утверждать, что лицеи были средними учебными заведениями, но наличие университетских курсов, привилегий определения лицеям первого места после университетов позволяет отнести их к разряду высших учебных заведений.
Информация о ообразовании:
Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его
проведения
По большинству массовых профессий производственное обучение учащихся в учебных мастерских в соответствии с учебной программой проводится по операционно-комплексной системе. Сущность этой системы заключается в том, что все трудовые приёмы, операции и способы выполнения типичных работ распределены пр ...
Причины появления неполных
семей
В последнее время демографы отмечают большой рост числа неполных семей. Распространённость неполных семей зависит от нескольких условий. Поскольку по принятой Госкомстатом классификации к неполным относятся семьи, состоящие из матери (или отца) с детьми независимо от возраста детей, то группа непол ...
Становление системы высшего художественно-графического образования
После Великой Отечественной в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР "О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР". Правительство возложило на Академию художеств ...