Важнейшие аспекты формирования словесной речи

Статьи по педагогике » Обучение детей с нарушением слуха словесной речи » Важнейшие аспекты формирования словесной речи

В рамках теории образования глухого ребенка важно выделить следующие аспекты обучения словесной речи.

1. Обучение словесной речи - это основа для развития личности, для социализации и включения в культуру. Без речевой способности невозможно сформировать у ребенка с нарушением слуха представления о явлениях культуры, ее ценностях и общественных нормах. Школьное и профессиональное образования особенно зависят от владения словесной речью.

2. Словесная речь - это основа для изучения и реализации социальных ролей, предпосылка для социальной интеграции и существенная персональная помощь в индивидуальной ориентировке в жизни общества. Соотносимое с существующими нормами ролевое поведение и понимание ролей дают человеку необходимую уверенность в поведении в социально значимых ситуациях.

3. Благодаря обучению словесной речи становится возможным оказывать воспитательные воздействия на ребенка с нарушением слуха и передавать ему нормы и ценности, значимые для общества, к которому он принадлежит. Понимание глухим ребенком словесной речи и владение ею позволяют применять к нему словесные средства воспитания.

4. Владение словесной речью - это предпосылка для адекватного развития познавательной сферы. Усвоение речи способствует развитию мышления, его структурированию и дифференцированию. Через словесную речь ребенок с нарушением слуха приобретает способность абстрактно и логически мыслить, творчески решать проблемы, принимать решения, используя символически представленный опыт в процессе планирования и принятия решений. Владея словесной речью, он достигает более высокого уровня сознания.

5. Благодаря развитой словесной речи человек приобретает способность учитывать социальные перспективы в собственном мышлении и деятельности. Социальное обучение и познавательная деятельность связаны с речью.

6. Формирование словесной речи находится в тесной связи с эмоциональным и социальным воспитанием. Способность воспринимать эмоционально значимые звуковые характеристики голоса имеет огромное влияние на становление полноценно развитой личности. Наряду с обучением языку и речи чрезвычайно большое значение приобретает эмоциональное развитие глухого ребенка. Главной его целью является предупреждение возникновения помех для взаимодействия, общения, возможных из-за нарушения слуха. Чтобы воспитать эмоционально стабильную и социально приспособленную личность, необходимо использовать все компенсаторные возможности в сфере межличностных отношений и обеспечить передачу ребенку широкого спектра эмоциональных сигналов и информации.

В соответствии с современными представлениями для обучения словесной речи и навыкам общения можно использовать зрительный анализатор, осязание, кинестетические ощущения и остаточный слух. В качестве дополнительных информационных каналов существуют системы Cued-Speech, фонематическая и графемная мануальные системы, естественные мимика и жесты, язык жестов. 'Значение и функции различных знаковых и вспомогательных систем при овладении речью требуют научного обоснования ввиду существующих разногласий в экспериментальных исследованиях.

В эмоциональном воспитании и общении особое значение имеют жесты, мимика, язык телодвижений, а также возможности кожной чувствительности, в какой-то степени заменяющие выразительность голоса, не воспринимаемого совсем или воспринимаемого не полностью.


Информация о ообразовании:

Формы работы социального педагога по профориентации
В этом параграфе мы рассмотрим основные формы профориентационной работы. В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области на вечер, конку ...

Классификация нарушений интеллекта
В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта: с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и ...

Формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивной игры
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания как важнейшего в дошкольном воспит ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru