Принципы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Принципы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике

Страница 2

Наглядность рассматривается при этом как условие перехо­да в обучении от конкретного к абстрактному, от сущего к мыс­ли, от признаков и представлений к понятиям и определениям.

Принцип доступности. Обучение должно быть доступным и посильным по возрасту, способностям и уровню развития уча­щихся.

На основе этого принципа определяется степень научно-тео­ретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности ле­жит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета изучения и других факторов.

Исходя из этого принципа, определяется степень пользы учебного материала, которая является необходимым условием для затраты сознательного и напряженного труда при обуче­нии. В этом условии важным является то, что процесс преодо­ления трудности обучения рождает самостоятельное творческое мышление.

Принцип прочности знаний. Приобретаемые учащимися знания должны быть прочными, т. е. обладать высокой степе­нью их запоминания. Знания приобретают не только для их объема, но и для использования в дальнейшей самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для прак­тического применения. В свете современных задач теории обу­чения принцип прочности знаний не обладает условиями дос­таточной четкости и всеобщности.

Принцип надежности обучения. Надежность в решении задач обучения в теоретическом плане рассматривается как вероятность того, что выпускник школы будет хорошо адапти­рован к жизни и творчески, инициативно, на высоком науч­ном, идейном уровне и с достаточной практической подготов­кой будет выполнять свои функции как член сообщества.

Принцип преемственности предполагает последователь­ное продвижение в обучении с опорой на совершившиеся цик­лы развития: учет уровня актуального развития детей и ориен­тацию на их зону ближайшего развития.

Принцип пропедевтики реализуется в процессе организо­ванной предварительной подготовки учащихся к усвоению учеб­ных предметов. Например, подготовительная языковая работа (обогащение словарного запаса, активизация словаря, развитие фонематического слуха и умения проводить звукобуквенный анализ слов, уточнение смысла слов) предшествует обучению грамоте, усвоению грамматических правил, формированию на­выков чтения; целенаправленная система упражнений по раз­витию мелкой моторики руки предваряет формирование гра­фических навыков; специальная актуализация представлений о множестве, пространственно-временных ориентирах, количе­ственных и качественных признаках предметов, подлежащих сравнению и анализу, измерительная деятельность готовят де­тей к овладению экономическими понятиями и решению экономических задач.

Принцип рационализации учебного процесса реализует­ся посредством структурирования содержания учебного мате­риала, предусматривающего актуализацию сущностных (а не формальных) признаков изучаемых явлений, структурирование учебного материала с опорой на объективные внутренние связи между элементами, соблюдение в определении объема изуча­емого материала принципа необходимости и достаточности.

Принцип личностного подхода предполагает опору в учеб­но-воспитательной работе на наиболее сильные качества учебной деятельности и личности ребенка, направлен на максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ученика и реализуется в процессе педагогизации всех сфер личностно зна­чимых отношений.

Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуа­лизации и дифференциации педагогических методов, приемов и средств исходя из индивидуального темпа, характера усвое­ния учебного материала, ведущего типа восприятия учебной информации, необходимости психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упраж­нением в преодолении посильных трудностей, культивирова­нием волевых усилий.

Принцип педагогического оптимизма подчеркивает важ­ность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, акцентирует решающую роль бла­гоприятных педагогических условий для стимулирования и ак­тивизации внутренних компенсаторных механизмов психиче­ской деятельности, гармонизации развития.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...

Школы повышенного образования
Учебные заведения повышенного общего образования XV - первой трети XVII в. генетически так или иначе были связаны с предшествующими городскими и церковными школами. Городские (латинские) школы возникали в связи с развитием в Европе торговли и промышленности. В XV в. городские школы существовали во ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru