Принципы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике

Статьи по педагогике » Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе » Принципы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике

Страница 1

Дидактика опирается главным образом на следующие прин­ципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения ин­дивидуального и коллективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют и обуславлива­ют друг друга.

В принципах обучения заключен исторический и педагоги­ческий опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения. В то же время, если смотреть с позиции современной науки и требований школы, они не име­ют доказательной основы. Однако в качестве отправной плат­формы теории обучения они совершенно необходимы.

Принципы обучения имеют достаточно четкие определения.

Принцип научности. В содержании этого принципа ука­зывается, что все сообщаемые учебные сведения должны нахо­диться в полном соответствии с современной наукой.

Для учебного процесса существенную роль играет степень научности как мера оценки значения научных факторов, тео­рии и гипотетических положений. С определением степени научности связана форма научного выражения предметов изу­чения. Форма научности и язык науки являются существенны­ми показателями характера изучаемых предметов. Значитель­ное внимание в обучении следует уделять строгости и коррек­тности выражения научной информации, системы изложения и связей.

Принцип систематичности означает, что все знания, со­общаемые учащимся, должны ими усваиваться в определен­ной, педагогически обоснованной системе. Но система понима­ется в дидактике упрощенно, только как систематичность, как последовательность и логическая связь в изучении материала.

Исходя из этого принципа, педагог обосновывает и применяет средства и метод обучения.

Принцип наглядности рассматривается наряду с принци­пом доступности в качестве основополагающего: подчеркивает­ся высокая значимость наглядных опор.

Принцип связи теории с практикой. Теория и практика обучения рассматриваются как единое и неразрывное в систе­ме приобретения знаний и навыков.

Связь теории с практикой требует решения ряда неотлож­ных задач, и в первую очередь следующих:

• выявление и анализ факторов, определяющих отношение теории и практики в конкретной сфере человеческого бытия;

• установление соответствия и закономерной связи этих факторов с теоретическим и практическим обучением в школе;

• внесение в теорию и практику обучения соответствующих выводов и обобщений;

• установление связи развития науки, техники, производ­ственного и практического опыта с учебным процессом.

Эти задачи распространяются на все виды учебной работы, исходя из конкретных учебных и практических целей каждо­го вида обучения и каждого учебного предмета.

Принцип сознательности понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия учащих­ся. Сознательность рассматривается как личное убеждение в процессе приобретения знаний, навыков, умений. Сознатель­ность учащихся выражается через самодисциплину и органи­зованность, которые выражают такую степень внутренней ин­теллектуальной собранности, когда вся обучающая деятельность выполняется с интересом и совершенно свободно.

Принцип соединения индивидуального и коллективно­го. Лабораторно-практические занятия объединяют интересы всех учащихся и каждого отдельного ученика на основе единства целей и задач обучения. Из принципа соединения индивидуального и кол­лективного вытекают некоторые следствия:

• коллектив предъявляет к каждому своему члену опре­деленные, сложившиеся, закрепившиеся общие требования;

• каждый член учебного коллектива своей активностью и инициативой не только подтверждает общие требования, но и дополняет, расширяет и обогащает их.

Единство индивидуального и коллективного в обучении тре­бует хорошего знания учителем индивидуальных свойств и особенностей каждого ребенка, его интересов, способностей, привычек, уровня его развития.

Принцип единства конкретного и абстрактного ука­зывает на необходимость взаимосвязи изучаемых конкретных, реальных фактов, предметов и их признаков и свойств с отвле­ченными понятиями и их теоретическим, отвлеченным обобще­нием на основе выделения существенного, основного и общего.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Структура ИСПД школьника
Индивидуальный стиль органически связан с понятием «деятельность»: с одной стороны, он ее характеризует, а с другой, познавательный стиль возникает и формируется именно в процессе деятельности. Целостная структура человеческой деятельности состоит из следующего набора компонентов: 1) ориентация, ан ...

Роль задачи в начальном курсе математики
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий непременно и ...

Закономерности и общие основы обучения детей дошкольного возраста
Первый, очень трудный, вопрос заключается в следующем: мы, взрослые люди, говорим про себя, что мы мыслим понятиями. У ребенка нет зрелых понятий. Что же заменяет у ребенка понятия? Ребенку дошкольного возраста свойственно мыслить. Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое по ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru