Необходимо остановиться на различии понятий «музыкальный язык» и «музыкальная речь». Это несовпадение принципиально важно при развитии музыкально-эстетического восприятия на основе интонационного подхода, при котором главным является формирование отношения к художественному произведению. Д.Б. Кабалевский подчёркивал, что в музыке окончательное решение и определение значения принадлежит отношениям элементов и их функциональной зависимости, а не отдельно выхваченным кускам материала. Единственный путь для восприятия художественных форм – произведения как единого целого – воспитание особой чуткости, вырабатываемой в себе личностным общением с искусством.
Одно дело – установка на определение каких-либо элементов музыкального языка, когда произведение рассматривается как готовая вещь, которую можно узнать при помощи объяснения аналитической формы музыки, того, как композитор работал с материалом. Другое дело, установка на личностную интерпретацию, когда произведение искусства рассматривается как «партитура», которую каждый «проигрывает», «прочитывает» самостоятельно.
В этом случае внимание направлено на интонационную форму музыки. Сочинение композитора, его творение оказывается включённым в сферу интонационной субъективности, личностных переживаний воспринимающего человека. Предметом восприятия на музыкальных занятиях становится музыкальная форма в единстве её интонационной и аналитической сторон, процессуальной и «окристаллизовавшейся». Понимание, возникающее при установке на личностную интерпретацию, несводимо к знанию. Значительно важнее сопереживание, сотворчество ребёнка, размышления, формирующие его особенное отношение к художественному произведению, к искусству в целом.
Информация о ообразовании:
Образование: понятие и
сущность
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуального и нравственного потенциала страны. Социально-культурная традиция оказывает существенное влияние на формирование характера чело ...
Приемы развития устной и письменной речи младших школьников
На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию строя речи и др. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и прои ...
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...