Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Статьи по педагогике » Развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности » Выявление особенностей развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 1

Для выявления уровня развития внимания, проводилось экспериментальное исследование на базе специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида №2 МОУ г. Хабаровска.

В исследовании принимали участие 20 школьников 1-2-го классов, в возрасте 7-9 лет, с диагнозом легкая умственная отсталость.

В процессе экспериментального исследования мы использовали следующие методы: наблюдение, беседа с учителем и диагностические методики «Пьерона-Рузера», «Корректурная проба» и «Таблица Шульте».

Исследование проводилось в течение учебного года. Беседы и экспериментальные методики осуществлялись в индивидуальной форме. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

1. Методика «Пьерона-Рузера».

Целью данной методики явилось изучение объема и устойчивости внимания.

Для проведения методики используется стандартный бланк, содержащий кружки, ромбы, квадраты и треугольники, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном порядке, карандаш и секундомер.

Испытуемым предлагалось по образцу в квадрате поставить точку, в треугольнике – черточку, круг оставить чистым, ничего в нем не рисовать, а ромб зачеркнуть. После того, как учащийся приступил к работе, включается секундомер и фиксируется количество знаков, заполненных им за одну минуту (всего дается 3 минуты), – отмечается чертой прямо на бланке. Полученные данные мы условно разделили на 3 уровня:

высокий уровень – равен единице – испытуемый быстро запоминает условные обозначения, после первой заполненной строчки престает смотреть на образец, работает старательно;

средний уровень – 0,9 – 0,99 баллов – испытуемый запоминает самостоятельно от 70 до 80 фигур за 3 минуты, работает аккуратно, но допускает незначительные ошибки (1 – 2);

низкий уровень – 0,89 баллов и ниже – испытуемый постоянно обращает внимание на образец, работает небрежно, допускает множество ошибок.

Промежуточные результаты методики «Пьерона-Рузера» представлены в Приложении 1 таб. 1.1.

Обобщенный анализ результатов методики «Пьерона-Рузера» представлены в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1.

Уровень развития объема и устойчивости внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Всего учащихся

Уровни выполнения задания

высокий

средний

низкий

количество учащихся

%

количество учащихся

%

количество учащихся

%

20

5

25

8

40

7

35

Из таблицы 2.1.1. видно, что на высоком уровне с заданием справилось 5 учащихся из 20, что составило 25% от всего количества испытуемых. При выполнении задания они быстро запомнили условные обозначения, после первой заполненной строчки стали работать без упора на образец. Так, например, Юле К. (8 лет) задание очень понравилось, и она с интересом принялась его выполнять. Некоторые дети выполняли задание по строчкам, а другие по столбикам.

Таким образом, нужна работа по развитию объема и устойчивости внимания.

На среднем уровне задание выполнили 8 учеников из 20, что составило 40% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки. Так, например, Петя П. (7 лет) не может относительно долго и интенсивно выполнять несложную однообразную работу.

Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема и устойчивости внимания.

Работы 7 учащихся из 20, что составило 35% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Задание было практически не выполнено. Учащиеся работали небрежно, часто исправляли, допускали ошибки или пропускали фигуры. Так, например, Вова А. (7 лет) и Саша В. (7 лет) на третьей-четвертой строчке стали зачеркивать треугольники.

Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема и устойчивости внимания.

Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема и устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Эти учащиеся нуждаются в очень своеобразной организации учебного труда, которая помогла бы им в окончательной интериоризации практических действий (принятия задания, выполнения его по ходу деятельности в совокупности всех требований, в сличении полученного результата с заданием) в умственный план.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников
Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус. Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. смысл ее – преобразование человека по зако ...

Идеи педагогики развития в истории образования
На сегодняшний день исследование представленности идей педагогики развития в истории образования очень актуально. В. В. Давыдов еще в 1996 г. подчеркивал значимость исследований по истории образования: “… если мы в ближайшее время получим значимые труды по истории образования, то мы сможем приступи ...

Работа над содержательной стороной письменной речи
Поговорим об обучении учащихся языковой догадке. Как известно, развитие умения учащихся догадаться о значении незнакомого слова является важным условием их успеха в овладений умением читать. Самый легкий вид языковой догадки - узнавание и понимание английских и французских слов, звучание и значение ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru