Методика «Таблица Шульте»
Целью этой методики явилось изучение переключения внимания.
Исследование проводится при помощи черно-красной таблицы цифр (таблица Шульте) и секундомера. На таблице в случайном порядке напечатаны цифры от 1 до 9 – черным цветом, и эти же цифры – красным цветом. Работу необходимо было проводить в три серии.
1 серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке от 1 до 9.
2 серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа красного цвета в убывающем порядке от 9 до 1.
3 серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке и сразу же показать числа красного цвета в убывающем порядке.
Проведя три серии исследования, мы определили суммарное время затраченное на выполнение 1 и 2 серий эксперимента. Затем установили разницу между этим суммарным временем и временем, затраченным на выполнение задания 3 серии. Полученная разница и будет временем переключения, которое мы условно разделили на три уровня:
высокий – 3 балла – испытуемый выполняет все три серии задания без ошибок, показатель переключения внимания от 1 до 4 минут;
средний – 2 балла – испытуемый работает самостоятельно, но в третьей серии задания допускает ошибки или замены, показатель переключения внимания от 5 до 7 минут;
низкий – 1 балл – испытуемый допускает многочисленные ошибки, делает паузы, показатель переключения внимания от 8 до 10 минут.
Промежуточные результаты методики «Таблица Шульте» представлены в Приложении 3 таб. 3.1.
Обобщенный анализ результатов методики «Таблица Шульте» представлены в таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3.
Уровень развития переключения внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Всего учащихся |
Уровни выполнения задания | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
20 |
0 |
0 |
7 |
35 |
13 |
65 |
Из таблицы 2.1.3. видно, что с заданием на высоком уровне не справился никто.
Таким образом, нужна работа по развитию переключения внимания.
Средний уровень переключения внимания показали 7 учащихся из 20, что составило 35% от всего количества испытуемых. Первые две серии исследования выполнили очень быстро и без ошибок, а вот на третьей серии возникли трудности. Так, например, Руслан П. (8 лет) и Олег Т. (7 лет), дойдя до чисел 6 (черная) и 4 (красная), стали делать замену: называть черную цифру в убывающем порядке, а красную в возрастающем. Но после небольшой паузы задания до конца стали выполнять правильно.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию переключения внимания.
К низкому уровню были отнесены результаты исследования 13 учащихся из 20, что составило 65% от числа испытуемых. Учащиеся не справились с заданием из-за того, что не могли быстро сориентироваться в работе и затруднялись назвать по порядку цифры, часто заявляя, что такой цифры нет. Так, например, Павлик Т. (8 лет) и Коля Д. (8 лет) проявляли нежелание выполнять задание, у них была снижена работоспособность. Учащиеся постоянно пропускали число или называли другое число, часто делали паузы на поиски числа.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию переключения внимания.
Таким образом, мы видим, что уровень переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта находится на низком уровне. Эти учащиеся испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость или «соскальзывание» на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Для подтверждения результатов экспериментальных методик, нами было проведено наблюдение.
Наблюдение за учащимися началось с анализа их внешнего вида. Мы обращали внимание на то, как реагировал каждый школьник на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, расторможенность или медлительность, активность или пассивность.
Информация о ообразовании:
Воспитание патриотических чувств у подростков
Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств. Такими компонентами являются: потребностно-мотивационный, ...
Связь дошкольной педагогики с другими науками
Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие ( ...
Особенности развития детского коллектива
Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Даже очень хороший организатор не сможет длительное время один нести тяжкое бремя руководителя, если у него не будет твердой и надеж ...