Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста » Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста

Страница 2

Практическое воплощение вышеприведенных идей дано в программе обучения и воспитания детей от трех до десяти лет "Золотой ключик". Ее внедрением в дошкольную практику Красноярска занимается уже в течение четырех лет кафедра педагогики детства КГПУ (научный руководитель эксперимента доц. Т.В. Пуртова).

Идея социального характера начального этапа образования получила интересное научное обоснование и практическую реализацию в социоигровой педагогике. В частности, в исследованиях Е. Шулешко, А. Ершовой, В. Букатова в качестве важнейшего личностного образования, которое связано с формированием учебной деятельности, выступает социокультурная норма. В программе "Обновление и самообразование" для детей от двух до десяти лет она обозначается как "Ровесники и учащиеся".Социокультурная норма характеризует отношения детей в микро-группе, их самовосприятие, самопонимание, самооценки. В частности, в терминологии авторов программы свойства социально-культурной нормы обозначаются как : педагогический потенциал (накопленный ребенком социальный опыт и особенности его социального (речевого и неречевого) поведения); личностная позиция (роль, характер, степень заинтересованности ребенка в общении, в общей и индивидуальной деятельности, уровень самооценки); коммуникативная дистанция (форма объединения, степень сформированности "мы"); образовательный ресурс (способность к анализу, целеполаганию и организации успешной деятельности).

Таким образом, в настоящее время в отечественной теории и практике дошкольного образования происходит становление новой парадигмы педагогического знания, базирующейся на обновленном методологическом базисе, сопряжении процессов социализации и персонализации детей в их совместном бытии со взрослыми.

Тенденция решения педагогических задач обучения и воспитания в дошкольном возрасте путем включения, осмысления, сохранения и использования смыслового контекста жизни детей прослеживается также в современной зарубежной теории и практике дошкольного образования.

Конечно, здесь имеет место иная методологическая база, предопределившая значительный плюрализм педагогической науки. Вместе с тем, глубокое понимание сущности серьезных изменений в практике западного дошкольного образования с учетом социально-культурных и научных традиций, конструктивный анализ современных подходов, концепций объективирует в значительной степени наши решения, способствует их обоснованию, а также повышению научной достоверности. Особенно это важно в условиях интеграции отечественного образования в мировую педагогическую культуру, преодоления длительной самоизоляции от других стран, в частности европейских, имеющих богатые традиции в сфере педагогических исследований.

Базисной характеристикой личности, которая должна быть сформирована в период дошкольного детства, по мнению западных ученых, деятелей образования, практиков, является социальная компетентность. Отсюда перед дошкольным учреждением на передний план выдвигается социальное воспитание. Есть различные программы социального воспитания и развития детей в детском саду.

Они базируются на идеях символического интеракционизма и экологической психологии. В рамках психологии повседневности, экзистенциально-феноменологической философии существуют другие подходы.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Из опыта методики обучения сочинению
Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения ...

Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Закономерности и общие основы обучения детей дошкольного возраста
Первый, очень трудный, вопрос заключается в следующем: мы, взрослые люди, говорим про себя, что мы мыслим понятиями. У ребенка нет зрелых понятий. Что же заменяет у ребенка понятия? Ребенку дошкольного возраста свойственно мыслить. Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое по ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru