Обучение грамоте

Страница 2

1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием;

2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ".

Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников.

Пример реализации этого принципа обучения чтению в учебнике "Азбука" Нечаевой Н.В., Белорусец К. С.:

Тема: Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Строчная письменная буква о. Умение выделять звук из речи. Знакомство с буквой О.

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. Заглавная буква О.

Авторы учебника не учитывают, что существуют традиционалистские принципы русского языка и размещают картинки рядом с буквами совершенно не обращая внимания на то, как в действительности произносится то, что нарисовано на картинке.

Буква "О" в русском языке в предударной позиции всегда читается как [а] - речь идёт о литературной произносительной норме. Это знает любой образованный человек (иной иногда просто не обращает внимания, но знает точно). Само собой, что слова́, начинающиеся на букву "О", также могут иметь ударение не на первом слоге, а где-нибудь далее. Если на втором, то первая буква "О" читается как [а], если на третьем и далее, то читается вообще как [ъ] (смутный сверхкраткий гласный среднего ряда и среднего подъёма).

В "Азбуке" около буквы "О" обычно рисуют: обезьян, очки, оленей и прочих интересных животных. А как читаются эти слова́? [ъбиз'-jанъ], [ачки], [ален'] . Что-нибудь похожее на звук [о] в начале этих слов нет, и никогда не было в литературном русском языке. Но ведь как происходит процесс обучения детей?"Смотри, вот буква "О-о-о". А рядом кто? [ъбиз'-jанъ], [ачки], [ален']." И у ребёнка в голове происходит коллапс. Почему "О", но потом учитель говорит слова́, которые начинаются с иного звука. Ребёнку же невдомёк, что учат его писа́ть и читать, потому упор делают на графику. Он же слушает изначально.

Цитата: (обращение к родителям) Задача выделения звуков в слове трудна сама по себе, поэтому не стоит усложнять ее преждевременными заботами об орфографии. Если Ваш ребенок акает и на звук [А] предлагает слова алень, акно, радуйтесь его развитому слуху и не спешите омрачить детскую находку сообщением о том, что слышится А, а пишется О: всякое знание хорошо в свое время.

И это касается не только буквы "О". Многие иные гласные буквы русского алфавита имеют такое же свойство. "Е" и "Я" - эти буквы постоянно читаются не так, как написаны. А ещё принцип йотации, который не так просто понять в малом возрасте. Почему произносящиеся одинаково в начале слова́ "йогурт", "йод" и "ёжик", "ёлка" относятся к разным буквам?

Проведем анализ урока по теме "Звуки [х] и [х']. Буква Х, х".

Цели:

Изучить новые звуки [х] и [х], букву Х х. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные
Основной прием при проверке написания безударной гласной - постановка ударения в слове, т.к не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности, при которой надо сикать проверочное слово, кроме этого, практика показывает, что даже в 5-м классе ученики допускают оши ...

Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы
Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового до старшего подросткового. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Главная особенность подро ...

Определение понятия одаренности и одаренного ребенка
"Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности". Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru