Основные условия, способствующие формированию у младших школьников орфографической зоркости. Анализ программ и учебников

Статьи по педагогике » Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников » Основные условия, способствующие формированию у младших школьников орфографической зоркости. Анализ программ и учебников

Страница 3

Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати­ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи­ческих задач.

Описанные три группы опознавательных признаков можно счи­тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.

№ п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

 

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

 

2

Звонкие и глухие со­гласные

а) парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с, ж—ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

 

3

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

 

4

Разделительный ь

наличие звука Ц] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

 

5

Разделительный ъ

а) наличие звука Ц] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

 

6

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

7

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

8

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

10

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

11

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е—и; в) часть речи: имя существительное

12

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут — ют, ат—ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Понятие координат вектора
Большие трудности у учеников при обучении по действующим учебникам вызывает понятие координат вектора. Особенно это относится к учебнику Погорелова, где оно введено предельно формально. Основной причиной затруднений является несоответствие сложившегося в сознании учеников понятия координат точки, к ...

Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его крит ...

Способы определения понятий
По логической структуре определения делятся на конъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "и") и дизъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "или"). Выделение существенных признаков, зафиксированных в определении, и зафиксированных связей между ними назы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru