Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.
Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.
Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
№ п/п |
Название орфограммы |
Опознавательные признаки (общие и частные) | ||
1 |
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) |
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове | ||
2 |
Звонкие и глухие согласные |
а) парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с, ж—ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным) | ||
3 |
Непроизносимые согласные |
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове | ||
4 |
Разделительный ь |
наличие звука Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё | ||
5 |
Разделительный ъ |
а) наличие звука Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня | ||
6 |
Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок |
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению | ||
7 |
Заглавная буква в именах собственных |
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя | ||
8 |
Заглавная буква в начале предложения |
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово | ||
9 |
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу |
наличие в слове сочетаний | ||
10 |
ь на конце имен существительных после шипящих |
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский | ||
11 |
Безударные окончания имен существительных |
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е—и; в) часть речи: имя существительное | ||
12 |
Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его |
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное | ||
13 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут — ют, ат—ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее | ||
Информация о ообразовании:
Лицеи в России. Причины и особенности возникновения
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли. ...
Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного
предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...
Современные представления о связной речи в лингвистической и методической
литературе
Проблема развития речи является центральной в обучении детей. Успешность обучения в школе, дальнейшее развитие учащихся в значительной мере зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения ...