Организационные формы обучения учащихся в учебно–производственных мастерских

Статьи по педагогике » Организационные формы производственного обучения » Организационные формы обучения учащихся в учебно–производственных мастерских

В основном к организации занятий ПО применяется классно-урочная форма. Особенности заключаются в продолжительности и структуре уроков. Как правило, занятие длится шесть академических часов (в теоретическом обучении – 1 или 2 академических часа). В зависимости от дидактических целей выделяют несколько типов уроков производственного обучения.

I. Урок по освоению трудовых приемов и операций (по операционной теме). На уроке происходит изучение трудовых приемов и операций, осмысливание и формирование первоначальных навыков выполнения операций.

II. Урок упражнений (аналог урока закрепления и совершенствования из форм теоретического обучения). На таких занятиях происходит реализация третьего и четвертого этапов формирования навыков, а именно автоматизация, становление высокоавтоматизированных навыков или даже включение их в состав другого действия.

III. Урок по комплексной теме (сокращенный). Официально он называется – урок по выполнению законченных УПР. В изучение включается целый комплекс операций. Назначение урока – не только совершенствовать полученные навыки, но и сформировать навыки сопряжения (т.е. приемов перехода от одной операции к другой) и выполнения операций в логическом порядке (сочетание операций в определенной последовательности и выбор оптимального сочетания для хорошего качества УПР и выполнения норм времени).

IV. Смешанный урок является аналогом комбинированного урока (из форм теоретической подготовки). Сюда входят элементы первых трех типов. На смешанном уроке выделяется время на формирование первоначальных навыков, на упражнения, на выполнение законченных учебно-производственных работ (особенно, если она не очень продолжительная).

Преимущества: позволяет сразу проводить закрепление первичных навыков, когда операции не сложные, а УПР не продолжительные. Рекомендуем использовать этот тип организации занятий при малейшей возможности.

V. Инструктивный урок в основном применяется для подготовки по профессиям машинного и аппаратурного труда (оператор прокатного стана, плавильщик, кондитер, хлебопек, швея), где процесс длительный и непрерывный (план, массовые изделия).

Схема урока следующая: сначала проводится инструктаж по выполнению действий, то есть, как необходимо поступить в той или иной производственной ситуации, после чего приступают к выполнению основной работы и инструктирование больше не повторяется. Примером может послужить инструктаж перед экскурсией и урок в литейном цехе. В программе производственного обучения в литейном цехе всегда стоят два урока, первый урок это вводный инструктаж, а второй урок непосредственного выполнения УПР.

VI. Контрольно-проверочный урок. Назначение вытекает из названия – для контроля и оценки способностей учащихся к самостоятельной работе. Он может быть проведен как в конце, так и в середине изучения темы, если тема достаточно большая (160-150 часов). Чаще такой тип урока проводится после завершения изучения темы объемом 60-80 часов.


Информация о ообразовании:

Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции основного и дополнительного образования
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения п ...

Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника
Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований. Так, Е. ...

Структура коллектива
В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru