Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной направленности

Статьи по педагогике » Использование игр в оздоровительной работе с младшими школьниками » Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной направленности

Страница 1

При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым:

- строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – коррекционных программ и ее четкая регламентация в процессе реализации;

- систематичность и постепенность повышения двигательной нагрузки детей, согласование их содержания с содержанием физической подготовки в начальной школе;

- эмоционально – психологический и физиологический комфорт, формирование у них мотивации к самостоятельной двигательной деятельности;

- педагогически целесообразное, творческое руководство детской игровой активностью со стороны взрослых и преемственность школы.

Педагогу нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок в играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительно – коррекционной работы, а с другой – быть посильными для текущего состояния организма ребенка. При наличии признаков утомления отдельных детей нагрузку следует ограничить, воспользовавшись одним из следующих приемов:

- увеличение или уменьшение общего времени проведения игры;

- изменение количества повторений всей игры или отдельных ее эпизодов;

- упрощение или усложнение правил игры;

- регулирование длительности перерывов в игре или проведение игры совсем без перерывов;

- ограничение игрового поля – участка, на котором проводится игра;

- корректные изменения правил и смена ролей играющих;

- изменение количества препятствий, преодолеваемых в игре;

- удлинение или сокращение дистанции для пробежек, прыжков и других движений, выполняемых игроками, и т.д.

Запланированная игра решением педагога может быть отменена или заменена другой в связи с только что перенесенной учеником (учениками) болезнью, которая требует безусловного пересмотра меры и характера двигательной нагрузки. Нагрузка детей после острых заболеваний должна дозироваться особенно тщательно: следует исключить игры, требующие большого физического напряжения. Не желательны также игры, в ходе которых происходит резкое изменение положения тела, так как может возникнуть головокружение.

Пристального внимания в ходе игр требуют дети со сниженными возможностями здоровья. Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть особо тщательно дозированы. При наличии у воспитанников бронхиальной астмы чрезмерное возбуждение, пыльная площадка могут спровоцировать приступ. Детям с плоскостопием не следует увлекаться прыжками со скакалкой, игрой в «классики», так как, прыгая на одной ноге, ребенок переносит на нее всю тяжесть тела и стопы. Педагог должен уметь адекватно реагировать на эмоциональное самочувствие своих учеников и в зависимости от преобладающего у них фона настроения выбирать ту или иную игру.

В процессе реализации игровых программ тактика воздействия педагога должна быть различной в отношении детей отличающихся типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Например, возбудимые дети, часто характеризуются высоким уровнем физической работоспособности, успешно и хорошо выполняя игровые задания скоростного характера, тем самым недостаточно точно воспроизводя двигательный рисунок. Они хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Поэтому для тренировки и регуляции их нервных процессов необходимо использовать чередование игровых действий разного темпа и добиваться строгого выполнения правил их выполнения. Воспитанники со слабым типом нервных процессов, наоборот, отличаются сниженной двигательной активностью. Такие дети медленно и с трудом овладевают новыми движениями, в связи с чем нуждаются в большем количестве повторений, а для закрепления навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр и прогулок.

Следовательно, в процессе игр нужно постоянно повышать физические нагрузки, тем самым предъявляя организму новые требования. Это возможно сделать двумя способами. Первый из них – постепенное повышение физической нагрузки в рамках одной игры. Второй – использование разных игр, объединенных доминирующей задачей. Систематичность и последовательность при реализации игровых программ двигательной активности детей не позволяют начаться процессу реадаптации, т.е. постепенного возврата всех систем организма к прежнему режиму функционирования. Выбирая игру, педагог должен не только ставить и решать задачи профилактико-коррекционной направленности, например, закреплять навыки быстрого бега, ловкости, выносливости и т.д., но и задачи формирования у воспитанников волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции
Изучив методы преподавания в Др. Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную. В 432г. до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутрен ...

Особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Младший школьный возраст является важным периодом в формировании памяти и внимания у детей. Поэтому в процессе развития познавательных процессов в музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные особенности детей их возможности. Дети не только учатся быть внимательными и запоминать нужн ...

Проведение профориентационных занятий
Внесение производственной информации и элементов профессионального труда в материал занятий по трудовому обучению школьников. Это могут быть: производственные иллюстрации и практические примеры; задачи и упражнения с практическим содержанием; учебно-практические и лабораторно-практические работы, б ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru