Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи

Страница 6

- придумывание недостающего смыслового отрезка (творческие пересказы)

- рассказывание по задуманной теме;

- составление рассказа на основе личных впечатлений.

Во время работы над самостоятельным составлением рассказа на заданную тему, сначала с опорой на графический план, а затем без него, во внутренней речи, у детей осуществляется планирование.

В ходе коррекционной работы мы выявили, что наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. Цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное

Любому виду пересказа или рассказа должны предшествовать словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии. После этого переходим к составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям учеников.

По ходу всех занятий обращаем внимание на осуществление контроля и самоконтроля за собственной речью самих учащихся и построением связного высказывания.

По данным экспериментального исследования была создана контрольная группа из 10 человек, в которую вошли дети 2-го класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Целенаправленная коррекция связной письменной речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной речи каждого ребенка, что выражается в объеме подготовительной работы, количестве тренировочных упражнений, использовании разных видов помощи, а также определении сроков обучения.

По окончании обучения нами было проведено повторное экспериментальное исследование связной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Организация, задачи и содержание исследования были такими же как при первом исследовании, был изменен речевой материал. Нами были получены следующие результаты.

На основе сравнения данных констатирующего и контрольного эксперимента можно наглядно представить, на сколько повысился уровень речевого развития каждого ребенка (см. таблицу 1).

Количественный анализ показывает, что связные устные высказывания у детей на более высоком уровне в отличие от письменной речи. Процесс письма - это более сложный психологический акт. К ошибкам в письменных работах детей добавляются ошибки, связанные с грамматическим конструированием и моделированием текстов.

Для наиболее полного обозрения представляется сравнительный график, отображающий уровень связной устной и письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Сравнительный анализ связной устной речи.

Сравнительный анализ связной письменной речи.

Таким образом, связную письменную речь нельзя рассматривать в разрыве от устной речи. Поэтому в процессе экспериментального исследования ведется изучение уровня обоих видов высказывания.

У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи наиболее ярко наблюдаются следующие виды ошибок: отсутствие смысловой связи между предложениями, незавершенность частей текста, нарушение связности изложения, пропуск слов или использование слов в несвойственном значении, а также имеются затруднения в употреблении осложненных и сложных предложений. Отмечаются многочисленные ошибки дисграфического характера, орфографические ошибки, большое количество исправлений

Коррекционная работа над развитием связной письменной речи состоит из 3 этапов. Каждый этап несет свою задачу. Предъявляемый материал постепенно усложняется.

На основе целенаправленного обучения дети овладели языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. У детей сформировались представления об основных принципах построения связного сообщения: адекватность содержания, последовательность изложения, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий. Дети первой группы испытывают затруднения при выполнении заданий на самостоятельное составление рассказов. Им требуется помощь в виде наглядности, наводящих вопросов или составленного плана.

У детей второй группы с менее выраженными недостатками в построении связных высказываний сформировались навыки планирования высказываний, что у детей первой группы затруднено. Все дети определяют основную тему рассказа, умеют озаглавить текст, выделит основные звенья рассказа. Большинство используют развернутые грамматические конструкции, средства образной выразительности, элементов сравнений («Мой котенок полосатый, как тигр. На кошке - белые носочки.»). Но все же встречаются иногда ошибки на согласование и управление.

В связных высказываниях, составляемых самостоятельно детьми, отмечаются ошибки при построении предложений, пропуски слов, но уже менее выраженные; возникают лексические затруднения. Все это показатели степени сформированности навыка самоконтроля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Научное обоснование урока, как основной формы обучения в школе
Урок является основной формой организации учебно­го процесса в современной школе. В классно-урочной си­стеме он представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса. Вот какое определение понятию «урок» дал в своей работе «Совершенствование процесса обучения» М.Н. Скаткин ...

Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы
Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового до старшего подросткового. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Главная особенность подро ...

Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru