Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи

Страница 5

– игры на восстановление порядка серии картин, объединенных одной темой с последующим составлением рассказа или его фрагмента;

– игра: отобрать из ряда сюжетных картин те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, и расположить их в нужной последовательности

– восстановить заданный порядок картин по прочитанному ранее рассказу (опора на память);

– самостоятельно расположить картинки в определенной последовательности и составить рассказ;

– выстроить последовательность событий по одной заданной картинке и отобрать из нескольких наборов серий сюжетных картинок те, которые соотносятся с первой картинкой (т.е. детям показывают одну картинку и они сами додумывают, что будет до и что будет после);

– подбор к каждой картинке серии предметных изображений;

– игры на воображение, которые заключаются в придумывании сюжета и оречевлении его с опорой на наглядный материал;

– требуется найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему. Надо найти в тексте слова или фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими (например: Наступило лето. Дети пошли кататься на коньках).

– Нахождение слов, близких по смыслу к заданному;

– Нахождение слов, противоположных по значению;

– Нахождение обобщающего понятия (например: Кому для работы нужны кисти, краски, ведро, лестница?);

– Нахождение слов для адекватного завершения смысла высказывания (Витя закинул удочку и вытащил .);

– Нахождение слов с нарастанием значения (улыбнулся - засмеялся - захохотал).

На этом этапе работы используется чтение, как специальный прием. Можно предложить детям чтение с различными установками (например: придумай начало и конец).

Также используются задания на составление текста с помощью вопросов, опорных слов и картинок.

На III этапе формируется самостоятельное умение создавать текст на основе знания правил его построения.

Сначала строится текст с опорой на заданный компонент содержания, производится графическая запись. Затем запись уходит. Для детей используется памятка как создать текст

План рассказа о событии:

1. Нарисуй про себя событие, о котором будешь рассказывать.

2. Подумай, о каких предметах надо рассказать.

3. Мысленно расположи предметы в таблицу.

4. Посчитай, сколько в твоем рассказе предложений.

План рассказа о предмете:

1. Нарисуй предмет рассказа (мысленно).

2. Что ты увидел?

3. Потрогай предмет, каков он?

4. К каким предметам его можно отнести.

На этом этапе выполняются следующие упражнения: — упражнения на развитие замысла.

Например, на основании графического плана угадай недостающий предмет; затем может быть пустым целое звено - самостоятельное рассказывание.

Например: по сюжетной картине с опорой на заданную схему; либо по заданной теме с опорой на предметные картинки.

Для развития умения и навыка активного говорения используется следующий план работы над текстом:

1. Чтение материала.

2. Анализ с целью построения смысловой программы.

3. Пересказ с опорой на план.

В анализе разбираем о ком говорится в этом тексте, какие события были в тексте. Каждая часть озаглавливается полным предложением.

На этом этапе проводится лексико-грамматическая работа. Сначала уточняется то, что изучено ранее (синтаксическая структура, распространение предложения, использование наращивания предложения словами).

Виды заданий:

Исправить ошибки, допущенные при построении текста.

На горке.

Ребята катались на лыжах с горы. Миша въехал в сугроб и упал. Подъехал Вася и смеется. Встал он, отряхнулся. Весело ребятам зимой.

Восстановите порядок предложений.

На прогулке.

Журчат веселые ручейки. Пришла весна. У Вовы в руках лодочка. Миша несет бумажных человечков, вышли ребята гулять. Весело детям! Посадили мальчики человечка в лодочку, пустили в ручей. Поплыла' лодочка, закружилась.

Продолжи рассказ по началу.

Однажды ребята пошли в лес. Они пробирались через кусты. Вдруг .

Далее анализируется связь между предложениями (межфразовая связь) - союзная связь. Для этого даются карточки с союзами а, и, но. Карточки подставляются между двумя предложениями. Ставим карточку между предложениями — получается сложносочиненное предложение, нет союза - два простых предложения, т. е. надо показать, что союз можно использовать для связи слов в предложении.

На этом этапе используются следующие виды работ: - пересказ с опорой на предварительно составленную программу;

- пересказ с опорой на план;

- изменение связи между предложениями (вместо местоимения можно подставить синоним или однокоренное слова);

- пересказ с частичной опорой на графический план (отдельные части по памяти);

- самостоятельное создание высказывания с опорой на наглядность (в качестве наглядности - картинки, схемы);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Классификация и происхождение глухонемоты
Еще во времена Аристотеля глухонемоту разделяли на врожденную и приобретенную. По мере накопления новых данных выяснилось, однако, что такого рода классификация недостаточна. В настоящее время имеется множество предложений для классификации глухонемоты, но ни одно из них не является ни общепризнанн ...

Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи
Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз-чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две ст ...

Развитие ребенка в социуме
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму к внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также спец ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru