Принципиальным положением организации математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике – уровневая дифференциация в основной школе и профильная на старшей ступени школьного образования.
Программа по математике для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану, предполагает формирование у школьников представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, как определенном методе познания мира. Но на данный момент содержание школьного курса математики не соответствует требованиям, возникшим в современных условиях. Объём знаний, необходимый человеку резко возрастает, в то время как количество часов отводимых для занятий сокращается. Математика как школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями.
Одним из средств реализации требований программы и разрешения имеющихся проблем является переход школы на профильное обучение и введение элективных курсов по математике.
Особенно актуально введение элективных курсов в сельской школе, где из-за низкой наполняемости классов организовать профильные классы возможно только в базовой школе.
Элективные курсы – это обязательные для посещения школьниками курсы по выбору, целями которых являются развитие, дополнение, углубление содержания базового курса математики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углублённого изучения математики. Элективные курсы дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении предметных дисциплин. Эта причина – требование обязательной успеваемости, то есть того, чтобы разные дети, с разными возможностями за одно и то же время достигли одинаковых образовательных результатов. Результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными (и при этом равноценными с точки зрения интересов учащихся). Учащиеся могут осваивать умения, которые формируются на материале элективных курсов, разными темпами. Элективные курсы по математике развивают умственные способности школьников и учат их анализировать обсуждаемый материал. Такое обучение позволяет сделать процесс познания более индивидуализированным и эффективным. Кроме того, они дают отличную возможность использовать инновационные технологии для улучшения усвоения материала. Учащиеся с большим удовольствием изучают электронные учебники, используют в своей работе возможности цифровых образовательных ресурсов, а дополнительную информацию они всегда могут получить из специально подготовленных электронных библиотек, Интернета, и научно-популярной литературы.
Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: школьник с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. В связи с вышесказанным тема настоящего исследования весьма актуальна.
Объект исследования: процесс обучения математике на основной ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс организации элективных курсов по геометрии в общеобразовательных классах.
Цель настоящего исследования заключалась в разработке элективного курса «Геометрические построения на плоскости» для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и разработке методических рекомендаций к проведению занятий элективного курса.
В соответствии с указанной целью решались следующие задачи:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по рассматриваемому вопросу;
рассмотреть сущность понятия «элективный курс» в системе основного общего образования;
выделить типологии элективных курсов;
уточнить специфические особенности элективного курса по математике, которым должно быть уделено существенное внимание при его построении;
разработать элективный курс «Геометрические построения на плоскости» для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
разработать методические рекомендации к проведению занятий элективного курса.
Информация о ообразовании:
Содержание и организация констатирующего эксперимента
Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией проводилось на базе ДОУ № 140 г. Красноярска в конце 2-го полугодия 2006 – 2007г. В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих ...
Психология развития речи у глухого
Как подвести глухого ребенка к овладению речью? Это основной вопрос, являющийся ввиду до сих пор существующих разногласий первоочередной педагогической задачей. Значительную помощь в этом может оказать психология развития речи глухого, которая как часть общей психологии речи системно и с применение ...
Особенности
несформированности слоговой структуры слова на разных уровнях общего
недоразвития речи
Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет различную характеристику на разных уровнях развития речи. На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них ...