Лидерство в коллективе

Управление ученическим коллективом, его самоуправление, воздействие на его психологию и деятельность обычно осуществляются и через официально назначенных лиц, избранные органы (староста, воспитатель) и через лиц или органы неофициальные, но оказывающие влияние на мнение и поведение большинства членов коллектива. В первом случае принято говорить о руководстве коллективом, а во втором – о лидерстве.

Как руководство, так и лидерство связано с авторитетом отдельных членов или групп в коллективе. Руководитель детского коллектива не будет в состоянии полностью и эффективно справляться с возложенными на него обязанностями, если не располагает возможностями неофициального воздействия на ребят, то есть если, будучи руководителем, одновременно не выступает для того же коллектива как лидер. Кто может стать и становиться лидером в коллективе? В науке на этот счет однозначного ответа нет.

Одни считают, что действительным лидером в группе, способных повести за собой остальных ее членов, становиться тот человек, который обладает особыми чертами лидера. Эти черты являются врожденными, данными человеку от природы. Некоторые ученые считают, что выход в реальные лидеры того или иного человека – это результат взаимодействия между индивидом и группой. Если индивидуальные особенности человека соответствуют требованием групповой задачи, то именно он становиться лидером. При изменении групповой задачи и требований, которые она предъявляет к общению и совместной деятельности людей, лидером может стать другой человек, индивидуальные способности и склонности которого в наибольшей степени соответствуют изменившимся условиям, следовательно, согласно этому мнению, лидером может стать каждый.

Что же такое стиль лидерства? Это совокупность социально-психологических приемов и средств, применяемых руководителем или лидером с целью воздействия на зависимых от них людей.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства:

- Авторитарный стиль лидерства характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоличием и самостоятельностью в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, оспаривать принимаемые им решения.

- Демократичный стиль – отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении коллективом.

- Либеральный стиль лидерства – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в коллективе так, как если бы он был не лидером, а одним из членов коллектива.

Тем не менее, предпочтительный стиль лидерства все же существует. Это так называемый гибкий стиль, реализуя который лидер ведет себя по-разному: и авторитарно и, и демократично, и либерально – в зависимости от обстоятельств.


Информация о ообразовании:

Введение понятий в школьном курсе математики
При формировании понятий необходимо организовывать деятельность учащихся по усвоению двух основных логических приёмов: подведение под понятие и выведение следствий из факта принадлежности объекта понятию. Действие подведения под понятие имеет следующую структуру: Выделение всех свойств, зафиксирова ...

Работа ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района
До недавнего времени "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района" назывался ГУСО "Палласовский центр социальной помощи семье и детям". На базе учреждения функционировало "Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возмож ...

Самоанализ проведенного урока
№ Вопросы для итогового анализа Оценка оптимальности действия учителя 1 Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач 2 Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на к ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru