Лидерство в коллективе

Управление ученическим коллективом, его самоуправление, воздействие на его психологию и деятельность обычно осуществляются и через официально назначенных лиц, избранные органы (староста, воспитатель) и через лиц или органы неофициальные, но оказывающие влияние на мнение и поведение большинства членов коллектива. В первом случае принято говорить о руководстве коллективом, а во втором – о лидерстве.

Как руководство, так и лидерство связано с авторитетом отдельных членов или групп в коллективе. Руководитель детского коллектива не будет в состоянии полностью и эффективно справляться с возложенными на него обязанностями, если не располагает возможностями неофициального воздействия на ребят, то есть если, будучи руководителем, одновременно не выступает для того же коллектива как лидер. Кто может стать и становиться лидером в коллективе? В науке на этот счет однозначного ответа нет.

Одни считают, что действительным лидером в группе, способных повести за собой остальных ее членов, становиться тот человек, который обладает особыми чертами лидера. Эти черты являются врожденными, данными человеку от природы. Некоторые ученые считают, что выход в реальные лидеры того или иного человека – это результат взаимодействия между индивидом и группой. Если индивидуальные особенности человека соответствуют требованием групповой задачи, то именно он становиться лидером. При изменении групповой задачи и требований, которые она предъявляет к общению и совместной деятельности людей, лидером может стать другой человек, индивидуальные способности и склонности которого в наибольшей степени соответствуют изменившимся условиям, следовательно, согласно этому мнению, лидером может стать каждый.

Что же такое стиль лидерства? Это совокупность социально-психологических приемов и средств, применяемых руководителем или лидером с целью воздействия на зависимых от них людей.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства:

- Авторитарный стиль лидерства характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоличием и самостоятельностью в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, оспаривать принимаемые им решения.

- Демократичный стиль – отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении коллективом.

- Либеральный стиль лидерства – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в коллективе так, как если бы он был не лидером, а одним из членов коллектива.

Тем не менее, предпочтительный стиль лидерства все же существует. Это так называемый гибкий стиль, реализуя который лидер ведет себя по-разному: и авторитарно и, и демократично, и либерально – в зависимости от обстоятельств.


Информация о ообразовании:

Поурочное планирование
№ урока Название темы Кол-во часов Дата провед. Прим. 8 класс I Векторы 1 Понятие вектора. 1 2 Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Обучающая самостоятельная работа (12-15 мин.) 1 3 Сумма двух векторов. Правило треугольника 1 4 Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. ...

Идеи педагогики развития в истории образования
На сегодняшний день исследование представленности идей педагогики развития в истории образования очень актуально. В. В. Давыдов еще в 1996 г. подчеркивал значимость исследований по истории образования: “… если мы в ближайшее время получим значимые труды по истории образования, то мы сможем приступи ...

Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»
Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. При исходном определении понятия «физическая культура», это понятие принципиально недопустим ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru