Лидерство в коллективе

Управление ученическим коллективом, его самоуправление, воздействие на его психологию и деятельность обычно осуществляются и через официально назначенных лиц, избранные органы (староста, воспитатель) и через лиц или органы неофициальные, но оказывающие влияние на мнение и поведение большинства членов коллектива. В первом случае принято говорить о руководстве коллективом, а во втором – о лидерстве.

Как руководство, так и лидерство связано с авторитетом отдельных членов или групп в коллективе. Руководитель детского коллектива не будет в состоянии полностью и эффективно справляться с возложенными на него обязанностями, если не располагает возможностями неофициального воздействия на ребят, то есть если, будучи руководителем, одновременно не выступает для того же коллектива как лидер. Кто может стать и становиться лидером в коллективе? В науке на этот счет однозначного ответа нет.

Одни считают, что действительным лидером в группе, способных повести за собой остальных ее членов, становиться тот человек, который обладает особыми чертами лидера. Эти черты являются врожденными, данными человеку от природы. Некоторые ученые считают, что выход в реальные лидеры того или иного человека – это результат взаимодействия между индивидом и группой. Если индивидуальные особенности человека соответствуют требованием групповой задачи, то именно он становиться лидером. При изменении групповой задачи и требований, которые она предъявляет к общению и совместной деятельности людей, лидером может стать другой человек, индивидуальные способности и склонности которого в наибольшей степени соответствуют изменившимся условиям, следовательно, согласно этому мнению, лидером может стать каждый.

Что же такое стиль лидерства? Это совокупность социально-психологических приемов и средств, применяемых руководителем или лидером с целью воздействия на зависимых от них людей.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства:

- Авторитарный стиль лидерства характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоличием и самостоятельностью в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, оспаривать принимаемые им решения.

- Демократичный стиль – отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении коллективом.

- Либеральный стиль лидерства – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в коллективе так, как если бы он был не лидером, а одним из членов коллектива.

Тем не менее, предпочтительный стиль лидерства все же существует. Это так называемый гибкий стиль, реализуя который лидер ведет себя по-разному: и авторитарно и, и демократично, и либерально – в зависимости от обстоятельств.


Информация о ообразовании:

Диагностирование навыка ансамблирования в процессе коллективных занятий у детей младшего школьного возраста
Ансамбль – это слитность по силе и тембру отдельных голосов внутри партии и равновесие в звучности между партиями хора. Понятие «хорового ансамбля» в хороведении рассматривается как «художественное единство, согласованность и уравновешенность всех компонентов исполнения» (Краснощеков В.И.) в хорово ...

История российских скаутов
История скаутинга в России начинается с первого отряда юных разведчиков, основанного 30 апреля 1909 г. в Павловске под Петербургом гвардейским офицером О.И. Пантюховым. Наиболее интенсивно скаутское движение стало развиваться в годы I Мировой войны. Осенью 1917 г. насчитывалось 50 тысяч скаутов в 1 ...

Развитие ребенка в раннем возрасте в контексте детской психологии и возрастной педагогики
В младенческом возрасте (от рождения до года) устанавливается тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru