Источник информации – первый элемент информационной метамодели образовательного процесса.
Каждый тип источника информации как элемент системы характеризуется определенными свойствами и функциями.
Свойства источника информации:
- тип носителя информации (биологический, механический, оптический, магнитный, электронный и др.);
- особенности «памяти» носителя (объем памяти, скорость воспроизведения информации, эффекты «забывания» и «искажения» информации и др.);
- информационное наполнение:
- тип информации (значения и смыслы индивидуального, значения и ценности общественного сознания);
- объем информации;
- содержание информации (состав и содержание значений, смыслов и ценностей);
- способ представления информации на носителе: язык кодирования (естественный, искусственный), способ и принципы структурирования (систематизации), способы воспроизведения (статический, динамический);
- способы поиска;
- информационная активность (активный, потенциально-активный, реактивный);
- каналы связи, обеспечивающие взаимодействие с потребителем информации (персептивный, вербальный и др.).
Функции источника информации:
- хранение информации, определяемое объемом и особенностями памяти ее носителя;
- накопление информации;
- преобразование информации (например, ее формально-логическая обработка, смысловая, ценностная и пр.);
- взаимодействие с возможными потребителями информации (обеспечение информационного «выхода» - передача информации, осуществление обратной связи с потребителем – наличие функций управления и их изменение в связи с особенностями и результатом информационного потребления).
Любой человек, так или иначе, вступает во взаимодействие с источниками информации. Выбор источника, активность взаимодействия и способы этого взаимодействия определяются как свойствами и функциями источника, так и особенностями потребителя.
Каждая из перечисленных выше групп источников информации имеет свои особенности сбора и обработки информации. Например, информация из внешнего мира требует от «ловца информации» состояния постоянной готовности к извлечению и фиксации нужной информации. Многие писатели, ученые, изобретатели всегда имеют при себе специальный блокнотик.
Вторая группа источников информации – письменные источники. Эта информация должна отбираться тщательно. Информация из периодических изданий в день выхода, наиболее интересные издания необходимо выписывать. Над приобретенными книгами периодически требуется вершить «суд». Оставлять необходимо только самое нужное.
Накапливая факты, педагог-исследователь исходит из ряда принципов и критериев. Сначала охарактеризуем принципы:
а) научная объективность, что означает беспристрастность к фактам, непредвзятость в их отборе и накоплении. Нельзя подбирать факты, исходя из того, нравится или не нравится какой-то факт, соответствует или не соответствует он рабочей гипотезе исследователя. Независимо от всего этого при отборе фактов исследователь должен быть объективным;
б) всесторонность предполагает анализ фактов с точки зрения всех их связей и опосредствовании с разными педагогическими явлениями, выявление многообразной информации в педагогическом факте;
в) соответствие источников содержанию и логике исследования. У исследователя, как правило, накапливается масса фактов. И он отбирает, систематизирует и организует их в соответствии с темой и принятой логикой анализа. Начинающие исследователи нередко накапливают факты, лишь бы их было побольше, мало сообразуясь с сутью исследуемой проблемы;
г) историзм как принцип означает соотнесение того или иного факта (и источника) к конкретному историческому времени, к установлению даты его возникновения или создания. К примеру, анализируя план работы классного руководителя, прежде чем делать какие-то выводы, мы сначала установим, в какое календарное время он был составлен. Без установления этой даты нам будет трудно согласиться сегодня с теми делами, которые педагог намечал и проводил с учащимися класса, скажем, десять лет тому назад.
Информация о ообразовании:
Влияние легкоатлетических упражнений на состояние организма
Тренировку следует рассматривать как единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма. Тренировка является педагогическим процессом, в котором воспитание волевых качеств, совершенствование техники движений сочетаются с ростом функциональных возможностей человека ...
Организация и методы исследования
Исследование проводилось в одиннадцатом классе среднеобразовательном учреждении № 21 города в марте месяце 2003 года. Были проведены педагогический анализ опыта работ и анкетирование в ракурсе исследуемой проблемы. В анкетировании (см. приложение 1) участвовали учащиеся 11 класса в количестве 20 че ...
Общественный запрос на профилизацию школы
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных пр ...