Технологии получения информации

Страница 1

Источник информации – первый элемент информационной метамодели образовательного процесса.

Каждый тип источника информации как элемент системы характеризуется определенными свойствами и функциями.

Свойства источника информации:

- тип носителя информации (биологический, механический, оптический, магнитный, электронный и др.);

- особенности «памяти» носителя (объем памяти, скорость воспроизведения информации, эффекты «забывания» и «искажения» информации и др.);

- информационное наполнение:

- тип информации (значения и смыслы индивидуального, значения и ценности общественного сознания);

- объем информации;

- содержание информации (состав и содержание значений, смыслов и ценностей);

- способ представления информации на носителе: язык кодирования (естественный, искусственный), способ и принципы структурирования (систематизации), способы воспроизведения (статический, динамический);

- способы поиска;

- информационная активность (активный, потенциально-активный, реактивный);

- каналы связи, обеспечивающие взаимодействие с потребителем информации (персептивный, вербальный и др.).

Функции источника информации:

- хранение информации, определяемое объемом и особенностями памяти ее носителя;

- накопление информации;

- преобразование информации (например, ее формально-логическая обработка, смысловая, ценностная и пр.);

- взаимодействие с возможными потребителями информации (обеспечение информационного «выхода» - передача информации, осуществление обратной связи с потребителем – наличие функций управления и их изменение в связи с особенностями и результатом информационного потребления).

Любой человек, так или иначе, вступает во взаимодействие с источниками информации. Выбор источника, активность взаимодействия и способы этого взаимодействия определяются как свойствами и функциями источника, так и особенностями потребителя.

Каждая из перечисленных выше групп источников информации имеет свои особенности сбора и обработки информации. Например, информация из внешнего мира требует от «ловца информации» состояния постоянной готовности к извлечению и фиксации нужной информации. Многие писатели, ученые, изобретатели всегда имеют при себе специальный блокнотик.

Вторая группа источников информации – письменные источники. Эта информация должна отбираться тщательно. Информация из периодических изданий в день выхода, наиболее интересные издания необходимо выписывать. Над приобретенными книгами периодически требуется вершить «суд». Оставлять необходимо только самое нужное.

Накапливая факты, педагог-исследователь исходит из ряда принципов и критериев. Сначала охарактеризуем принципы:

а) научная объективность, что означает беспристрастность к фактам, непредвзятость в их отборе и накоплении. Нельзя подбирать факты, исходя из того, нравится или не нравится какой-то факт, соответствует или не соответствует он рабочей гипотезе исследователя. Независимо от всего этого при отборе фактов исследователь должен быть объективным;

б) всесторонность предполагает анализ фактов с точки зрения всех их связей и опосредствовании с разными педагогическими явлениями, выявление многообразной информации в педагогическом факте;

в) соответствие источников содержанию и логике исследования. У исследователя, как правило, накапливается масса фактов. И он отбирает, систематизирует и организует их в соответствии с темой и принятой логикой анализа. Начинающие исследователи нередко накапливают факты, лишь бы их было побольше, мало сообразуясь с сутью исследуемой проблемы;

г) историзм как принцип означает соотнесение того или иного факта (и источника) к конкретному историческому времени, к установлению даты его возникновения или создания. К примеру, анализируя план работы классного руководителя, прежде чем делать какие-то выводы, мы сначала установим, в какое календарное время он был составлен. Без установления этой даты нам будет трудно согласиться сегодня с теми делами, которые педагог намечал и проводил с учащимися класса, скажем, десять лет тому назад.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Основная функция педагогического такта – регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций
Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной учитель, при определении объёма в указании учащимся домашних учебных заданий, степени насыщенности урока учебным материалом, при уч ...

Содержание и организация констатирующего эксперимента
Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией проводилось на базе ДОУ № 140 г. Красноярска в конце 2-го полугодия 2006 – 2007г. В эксперименте участвовало 8 детей (с сохранным интеллектом) посещающих занятия с логопедом и имеющих ...

Влияние процессов информатизации общества на развитие системы образования
Образование – одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные техн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru