Развитие межличностных отношений

Межличностные взаимоотношения школьников формируются и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она осуществляется, способы организации общения и взаимодействия людей, их индивидуальные особенности и многое другое.

Любой школьник – старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Он обычно интуитивно пользуется этим опытом, приобретенными умениями и навыками общения. Этих умений и навыков обычно хватает для того, чтобы создать в классе атмосферу если не дружелюбия, то хотя бы понимания. Однако не редко возникают недоразумения и конфликтные ситуации, преодолеть которые только на основании жизненного опыта школьников не удается. Тогда должен помочь разобраться в ситуации учитель.

В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам. Единодушие в понимании норм и следование им достигается в результате преодоления имеющихся у школьников разногласий. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения различных недоразумений и конфликтов.

В настоящем коллективе между людьми складываются особые доверительные отношения, которые в школьной жизни обычно формируются непросто. Даже в ученических коллективах, достигших высокого уровня развития, трудно бывает добиться вполне доверительных отношений между учащимися. Прежде всего, потому, что нет одинаковых людей, каждый неповторим. У каждого свой характер.

Сформировавшийся личности, вступающей в коллектив, часто приходится существенно менять свои привычки и склонности в соответствии с требованиями коллектива, проявляя при этом умение войти в коллектив, стремление к сотрудничеству, способность избавиться от тех привычек, которые могут стать препятствием на пути успешной совместной деятельности.

Точность восприятия и понимания людьми друг друга – одно из социально-психологических явлений, характеризующих межличностные отношения в сложившемся коллективе. Для того чтобы школьники правильно понимали друг друга, надо учить их наблюдательности, умению размышлять над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений, самостоятельно и вместе с товарищами по коллективу находить ответы на трудные вопросы взаимопонимания.

Немалое значение имеет обучение школьников умению ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутреннее состояние и переживания. Большую пользу в данном деле оказывают школьникам ролевые игры.

Если в случайно сложившихся обстоятельствах один ученик помог другому, то в дальнейшем их отношения непременно улучшатся. На основании этого учителям, воспитателям можно рекомендовать создание в коллективе таких ситуаций, при которых его члены в силу обстоятельств больше и чаще будут оказывать помощь друг другу.


Информация о ообразовании:

Структура ИСПД школьника
Индивидуальный стиль органически связан с понятием «деятельность»: с одной стороны, он ее характеризует, а с другой, познавательный стиль возникает и формируется именно в процессе деятельности. Целостная структура человеческой деятельности состоит из следующего набора компонентов: 1) ориентация, ан ...

Наглядность и компьютерные технологии
Во времена Коменского «наилучшими инструментами развития природных дарований» были книги. Сейчас на роль «наилучшего инструмента» начинает претендовать компьютер, в том числе в качестве средства обеспечения дидактической наглядности. Очевидно, с появлением компьютеров обучение стало более наглядным ...

Обоснование творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Потребность творческого проекта в технике «Паласная вышивка» заключается в том, что ручное ковроделие очень тонкая, кропотливая работа, как тут не вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского о том, что «истоки творческих способностей и дарований – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru