Развитие межличностных отношений

Межличностные взаимоотношения школьников формируются и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она осуществляется, способы организации общения и взаимодействия людей, их индивидуальные особенности и многое другое.

Любой школьник – старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Он обычно интуитивно пользуется этим опытом, приобретенными умениями и навыками общения. Этих умений и навыков обычно хватает для того, чтобы создать в классе атмосферу если не дружелюбия, то хотя бы понимания. Однако не редко возникают недоразумения и конфликтные ситуации, преодолеть которые только на основании жизненного опыта школьников не удается. Тогда должен помочь разобраться в ситуации учитель.

В каждом коллективе на протяжении его жизни, но главным образом в начале его формирования образуются свои нормы и правила взаимоотношений. В ходе совместной деятельности, активного общения эти нормы и правила проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам. Единодушие в понимании норм и следование им достигается в результате преодоления имеющихся у школьников разногласий. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения различных недоразумений и конфликтов.

В настоящем коллективе между людьми складываются особые доверительные отношения, которые в школьной жизни обычно формируются непросто. Даже в ученических коллективах, достигших высокого уровня развития, трудно бывает добиться вполне доверительных отношений между учащимися. Прежде всего, потому, что нет одинаковых людей, каждый неповторим. У каждого свой характер.

Сформировавшийся личности, вступающей в коллектив, часто приходится существенно менять свои привычки и склонности в соответствии с требованиями коллектива, проявляя при этом умение войти в коллектив, стремление к сотрудничеству, способность избавиться от тех привычек, которые могут стать препятствием на пути успешной совместной деятельности.

Точность восприятия и понимания людьми друг друга – одно из социально-психологических явлений, характеризующих межличностные отношения в сложившемся коллективе. Для того чтобы школьники правильно понимали друг друга, надо учить их наблюдательности, умению размышлять над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений, самостоятельно и вместе с товарищами по коллективу находить ответы на трудные вопросы взаимопонимания.

Немалое значение имеет обучение школьников умению ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутреннее состояние и переживания. Большую пользу в данном деле оказывают школьникам ролевые игры.

Если в случайно сложившихся обстоятельствах один ученик помог другому, то в дальнейшем их отношения непременно улучшатся. На основании этого учителям, воспитателям можно рекомендовать создание в коллективе таких ситуаций, при которых его члены в силу обстоятельств больше и чаще будут оказывать помощь друг другу.


Информация о ообразовании:

Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...

Формирование первых форм слов
Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова. Отсутствие восприятия ритмичности построения ...

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Информационные угрозы
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Все опасности можно разделить на две группы: глобальные опасности и локальные. Рассмотрим некоторые из них. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru