Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

В старшем дошкольном возрасте ребенок все более желает быть признанным как взрослыми, так и сверстниками. Если признание со стороны взрослого для ребенка выражается в поддержке и в поощрении, то в отношениях со сверстниками для ребенка важны как моменты взаимной поддержки, так и соревнования. Здесь потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это стремление в ситуации выбора линии поведения может привести к конформизму, как личностной характеристики. Однако и стремлению «быть лучше всех» могут способствовать негативные компоненты.

Реализации потребности быть признанным могут сопутствовать и негативные личностные образования, такие как ложь - нарочное искажение истины в корыстных целях, или зависть- чувство досады, вызванное успехами другого. Которые при условии неправильного к ним отношения со стороны взрослого со временем могут стать чертами личности ребенка.

К старшему дошкольному возрасту ребенок, как правило, уже идентифицировал себя с каким либо полом и частично усвоил стереотипы мужского или женского поведения, подражая представителям своего пола.

Кроме того, под влиянием отношения взрослых, сверстников, своих действий, поступков, удач и промахов ребенок обладает достаточно сильной самооценкой. Какова эта самооценка зависит от отношения окружающих и мыслей самого ребенка. Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним других людей. В этом возрасте дети прекрасно осознают что упрямство есть нарушение норм поведения и проявляют его только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки.

Воля. Ребенок старшего дошкольного возраста способен в достаточной степени управлять своим поведением, восприятием, памятью, вниманием, телом и т.д. У него сформированы целенаправленные действия, умение удерживать цель в центре внимания, а также умение подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера. Однако если деятельность сложна и длительна, то дети 6-7лет помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Предоставленный самому себе ребенок скоро забывает о цели и теряет мотив.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут соподчинять мотивы и достаточно успешно действовать в ситуации борьбы мотивов. Это приводит к развитию самообладания. Умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает, среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем, когда он пойдет учиться в школу. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я хороший), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Страницы: 1 2 3 4 


Информация о ообразовании:

Комплексная программа организации досуга детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере «Бригантина»
Разработка данного проекта организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана: - повышением спроса родителей на организованный отдых детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; - модернизацией старых форм работы отделения социальной реабилитации социоза ...

Закономерности и принципы воспитания
Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают влияние на качество воспитания. Эффективность зависит от: 1) сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее ...

Понятие взаимодействия и социальной среды
«Взаимодействие - организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовывать какую-то общую для них работу» (А.В. Мудрик). Взаимодействие основано на взаимопонимании, взаимоотношениях, взаимных действиях и взаимовлиянии. Под социальной средой понимают как правило в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru