Плотность вещества

Для знакомства с новой для вас физической величиной, плотностью вещества, отправимся в литейный цех завода с весами и линейкой. Выберем несколько разных по размерам чугунных и алюминиевых слитков прямоугольной формы. Используя весы, измерим массу каждого слитка, используя линейку и формулу V=lbh, измерим объёмы. Результаты измерений занесём в таблицу

 

Чугунные слитки

Алюминиевые слитки

Масса, кг

8,5

45

18

29

6,2

18

9,7

4,5

Объём, дм3

1,3

6,5

2,6

3,9

2,3

6,5

3,6

1,8

Поделив массы на объёмы, получим:

Их частное

7

7

7

7

3

3

3

3

Заметим, что при делении массы каждого слитка на его объём получаются одинаковые значения частного

для всех чугунных слитков (7 кг/дм3) и для всех алюминиевых (3 кг/дм3). Другими словами, независимо от конкретных значений массы и объёма их частное остается постоянной величиной для данного вещества.

Эта удивительная закономерность и послужила причиной для введения в физику новой величины – плотности вещества. Единицей плотности служит 1 кг/м3 (читается: один килограмм на кубический метр).

Итак, физическая величина, равная отношению массы вещества к его объёму, называется плотностью вещества

. Это – определение плотности. Его можно записать и в виде формулы:

m – масса, кг.

V – объём, м3

Из математики вы знаете, что значение всякой дроби показывает количество единиц величины, стоящей в числителе, приходящееся на одну единицу величины, стоящей в знаменателе.

Плотность вещества – тоже значение дроби. Поэтому числовое значение плотности вещества показывает массу единицы объёма этого вещества. В этом – физический смысл

числового значения плотности.

Например, плотность чугуна равна 7 кг/дм3. Это значит, что 1 дм3 чугуна будет иметь массу 7 кг. Соответственно, 1 м3 чугуна будет иметь массу в 1000 раз больше – 7000 кг. Плотность пресной воды – 1 кг/л. Значит, масса 1 л воды 1 кг, а 1 м3 – 1000 кг, то есть 1 т.

Вспомним, что формулы можно преобразовывать по правилам математики. Поэтому формула плотности может быть записана в двух других формах:

При пользовании формулами необходимо следить, чтобы все величины были выражены в согласующихся друг с другом единицах, предпочтительно, килограммах и кубических метрах.


Информация о ообразовании:

Научное обоснование урока, как основной формы обучения в школе
Урок является основной формой организации учебно­го процесса в современной школе. В классно-урочной си­стеме он представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса. Вот какое определение понятию «урок» дал в своей работе «Совершенствование процесса обучения» М.Н. Скаткин ...

Формы, методы, приемы работы с учащимися при изучении русского кинематографа
В сегодняшних школах деятельность учащихся по усвоению материала осуществляется в разнообразных формах обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охва ...

Лидерство в коллективе
Управление ученическим коллективом, его самоуправление, воздействие на его психологию и деятельность обычно осуществляются и через официально назначенных лиц, избранные органы (староста, воспитатель) и через лиц или органы неофициальные, но оказывающие влияние на мнение и поведение большинства член ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru