Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.
Сочинения, как и другие виды работ различаются:
По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)
По месту оформления: классные и домашние
По форме словесного выражения: устные и письменные
Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:
Сочинения на лингвистические темы (например «Для чего нужно изучать фонетику?», «Самая интересная тема программы по русскому языку»)
Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.
По типу создаваемых текстов различаются:
Сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» - сочинения-повествования, описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования и т.д.
Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.
По стилю различаются:
Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)
Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.
По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.
К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.
По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.
В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:
1) подготовка и организация сочинений
2) их проверка и оценка
3) анализ проверенных работ в классе.
Информация о ообразовании:
Особенности организации уроков по изучению лирики в 5 - 8 классах
Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиально важных для реализации предлагаем ...
Понятие вектора
Многие физические величины, например сила, перемещение материальной точки, скорость, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением на плоскости или в пространстве. Такие физические величины называются векторными величинами (или коротко векторами). Рассмотрим пример. Пусть на ...
Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Создаётся группа учащихся из параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, ...