Система упражнений по обучению беспереводному пониманию читаемого

Страница 3

Следует упомянуть еще одно упражнение этой группы перераспределение данных учителем предложений в последовательности, отражающей развитие сюжета, исключение из их числа таких, которые неверно передают содержание текста. Если работа проводится с разным текстовым материалом, то каждый учащийся получает соответствующие индивидуальное задание. Это упражнение может рассматриваться как подготовка к следующему более сложному упражнению.

Следующее упражнение заключается в самостоятельном отборе учащимися минимального количества предложений, выражающих основной сюжет текста, его идею. При этом нередко сталкиваются с необходимостью изменить часть этих предложений путем простого сокращения или путем упрощения их структуры, или путем комбинирования нескольких образцов текста.

Такая работа может быть проделана лишь при условии полного понимания прочитанного и поэтому она также является своеобразной формой контроля.

Несомненна, польза такого упражнения и для развития устной речи учащихся в плане говорения. Однако, прежде чем учащиеся научатся вполне самостоятельно выполнять такое упражнение (главным образом его вторую часть - сокращение, изменение и комбинирование образцов текста), они должны много раз проделать его под руководством учителя.

Членение всей статьи на смысловые отрезки, составление плана также относятся к упражнениям послетекстового характера. Это могут быть планы в виде вопросов (общего или более конкретного содержания), в виде назывных предложений, в виде тезисов.

В качестве одного из упражнений, завершающих самостоятельную работу учащихся над текстом, может быть прослушивание этого текста в магнитофонной записи с целью усовершенствования техники чтения и для развития устной речи. Прослушав текст, учащиеся при повторном включении читают синхронно с диктором (для чего используется более медленный темп записи). Далее используется запись с рядом пропущенных мест, которые учащиеся, имея перед собой печатный вариант, сохраняя при этом ритм и темп всей записи, должны начинать сами. Это очень сложный вид упражнения, который требует зрительной и настойчивой тренировки.

Прослушивание проработанного текста без зрительной опоры, когда понимание носит беспереводный характер, весьма полезно для развития устной речи, так как этот процесс и процесс восприятия устной речи имеют много общего.

Систематическое использование этих упражнений дает возможность организовать активную самостоятельную работу учащихся на протяжении всего урока, дает возможность оценить ее результаты, не прибегая к помощи индивидуального опроса.

Теперь перейдем к беспереводному пониманию при чтении в восьмом классе.

Опыт лучших учителей позволяет наметить определенные этапы в обучении беспереводному чтению в восьмом классе.

Первый этап. Введение речевых образцов (в устной и письменной форме), из закрепление и активизация.

Второй этап. Активные речевые упражнения с применением всего нового материала (слушание - говорение).

Третий этап. Предтекстовые упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого синтетически и аналитически.

Четвертый этап. Чтение текстов и контролирующие упражнения.

Как видно, все устные упражнения играют большую роль в обучении беспереводному пониманию читаемого.

Ниже приводятся некоторые упражнения, обучающие беспереводному чтению, а также упражнения, контролирующие непосредственное понимание читаемого.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Формы взаимодействия педагогов доу с неполными семьями
Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие классифицируется со способам, при помощи которых партнёры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты. Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради ...

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом
Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качест ...

Педагогические идеи в эпоху Возрождения
Итальянские гуманисты XV - XVI вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской культуры. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568—1639). Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город со ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru