Идеи педагогики развития в истории образования

Страница 2

Конфуций выступал за всесторонний характер образования, имея при этом в виду, прежде всего всестороннее и нравственное воспитание человека.

“Важным принципом нравственного воспитания у Конфуция был принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнообразных отношений людей в обществе. Этот принцип обозначал гармонию в обществе. Для

этого каждый должен иметь свои цели в жизни и стремиться к их реализации, что требует серьезной и упорной учебы с целью совершенствования”.

Процесс обучения, по Конфуцию, должен быть связан с размышлением. Оно в процессе воспитания способствует не только достижению высоких идеалов и моральных качеств, умеренности, но и расширению знаний.

Конфуций считал, что каждый человек должен постоянно, без усталости и с радостью учиться, быть хорошим примером, что, в первую очередь, должно относиться к учителю.

В трактате “Книга обрядов”, составленном последователями Конфуция, “изложена система педагогических принципов, методов и приемов: “Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть”; “Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца”…“Если учиться, когда время ушло, успеха не добьешься”; “Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны”; “Учитель и ученик растут вместе” и т.д.”.

Педагогические идеи Конфуция, несомненно, представляют большую ценность и до сих пор являются духовным богатством китайского народа. Уязвимой стороной учения Конфуция была идея врожденных знаний и качеств человека, в связи с чем он делил людей на две категории: мудрых и глупых от рождения. “Эта идея содержится в книге “Чжунюн” (Учение о середине). Кроме того, Конфуций игнорировал естественнонаучные и производственно-практические знания, а также презирал физический труд”.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

“В своих сочинениях, дошедших до нас лишь в виде фрагментов, Гераклит (520 – 460 гг. до н.э.) высказал ряд основополагающих педагогических идей: каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию; у человека есть два основных орудия познания: ощущение и разум; через органы чувств обучающийся вступает в контакт с окружающим миром и приобретает способность мыслить; критерий истины не в том, что узнают из опыта, а во всеобщем, которое следует научиться понимать и о котором нужно научиться правильно говорить: “Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех…” Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: “Должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно”.

Гераклит считал, что многознание уму не научает и что мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, а этому следует учиться. “Особенно важно овладеть способами усвоения и передачи знаний. Познание истины Гераклит сравнивал с добычей золота: “Ищущие золото… много земли перекапывают, а находят мало”. Для этого необходимо не только быть усердным учеником, умеющим видеть и слышать, но и владеть развитой душой. Интеллектуальное образование и нравственное воспитание у Гераклита – единый процесс: “глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские”.

Гераклит придавал большое значение развитию способности самостоятельно мыслить. Ведущую роль в становлении личности Гераклит отдавал самовоспитанию и самообразованию.

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) относится к первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания. Придавал огромное значение воспитанию.

“Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека” - утверждал Демокрит. “Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы…, воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу”.

Демокрит различал чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания, проясняемым лишь мышлением. Продолжая линию Гераклита, он тоже считал, что следует учиться “многоумию”, а не многознанию.

“ основными мотивами самосовершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего с помощью убеждения”.

Одним из родоначальников педагогики Древней Греции считается Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). “Главным его занятием была философская жизнь в общении с каждым (а не преподавание в обычном смысле слова). Посещая мастерские портных, сапожников и вступая в беседу как с ними, так и с юношами и старцами, государственными деятелями, он, таким образом, брал сначала в качестве цели то, что интересовало их, будь то домашние дела, воспитание детей или интересы науки, истины и т.д. Затем он уводил их от данного, определенного случая к тому, чтобы они мыслили всеобще и максимально самостоятельно бы приходили к истине”.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях
Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики. На сегод ...

Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Простые задач ...

Понятие «гендер» в научной литературе
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождест ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru