Идеи педагогики развития в истории образования

Страница 3

Сократ предпочитал устную беседу, а традиционной лекции противопоставил живой диалог, предполагающий непосредственный контакт с собеседниками. Его принцип: “Истина рождается в споре”. Этот метод искания истины и обучения получил название “сократовский” или метод майэвтики (“повивальное искусство”). Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

“Главнейшим элементом методики греческого мудреца была его знаменитая ирония -…шутливое притворство, будто бы сам, не зная решения той или иной проблемы, выспрашивал мнение собеседника и подводил его самого к правильному ответу на поставленные вопросы”. “Я знаю, что ничего не знаю, - говорил Сократ, - но хочу вместе с тобой поразмыслить по тому или иному вопросу; я буду задавать вопросы и возражать на твои ответы, чтобы ты меня получше научил”.

Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам.

“На начальном этапе обучения живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы – лучший способ образования человека. Одно из достоинств этого метода заключается в том, что ученик отталкивается от осознания своего незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мыслительной деятельности”.

Сократ выдвинул идею природных способностей, которую связывал с идеей права на образование. Он считал, что могучие духом люди, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями. Оставшись же без образования, они бывают дурными, вредными людьми.

Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения. Он одним из первых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям.

“Гипотезы Сократа служат вечно действенным стимулом развития педагогического знания. Среди них важнейшая: путь к знанию лежит через боль расставаний с привычными заблуждениями; подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий” .

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Платон считал, что земная жизнь должна готовить человека к слиянию с “истинным бытием”. Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Поэтому он большое значение придавал самопознанию.

Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста. Оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять такое воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, который стоит на пороге мира идей.

Платон полагает, что надлежит обеспечить “для тела гимнастику, для души музыку”. Особое внимание он уделял физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Весьма интересны платоновские идеи игрового обучения: “…не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен”.

Также Платон выдвинул принцип воспитывающего обучения: “самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание”.

Платон считал, что до двадцати лет дети получают различные знания и в основном занимаются гимнастическими упражнениями. После этого лучшие должны быть выделены. “Избранные из двадцатилетних получат большие почести, чем другие, и науки, преподававшиеся детям без системы, для них должны быть систематизированы, чтобы они могли обозреть их взаимное родство и природу сущего”. После тридцати лет опять должен был проводиться отбор, и лучшие испытывались посредством диалектики. Таким образом, речь шла о фактически пожизненном воспитании.

“Несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание разностороннего развития ребенка восприняло фактически античное представление о гармонии души и тела, дополнив его необходимостью труда не как Божьей кары, а как средства развития в общей системе воспитания личности”.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) преподавал в Парижской кафедральной школе. “Обладатель живого ума, Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание – результат прежде всего самостоятельной работы. Абеляр призывал учеников к творчеству. “Недостаток нашего времени, что мы думаем, будто нельзя уже найти нечто новое” – говорил он”. Красноречие Абеляра привлекало многих слушателей. У него учились логике мышления и искусству спора.

Винсент де Бове (1190 – 1264) - наставник детей французского короля, автор трактата “О воспитании знатных детей”. Он призывал к смягчению методов воспитания, считал телесные наказания крайней мерой.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Концепция развития сельской школы
Внедрение новшеств в деятельность школ в режиме развития предусмотрены Программой развития сельской школы. В Программе развития сельской школы Шумерлинского района заложена одна из главных идей – идея перехода от парадигмы учрежденческой, когда школа существует ради самой себя, к парадигме социальн ...

Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом
Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качест ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru