Сущность профориентационной работы

Страница 2

Далее представим основные группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.

Информационно-справочные, просветительские методы:

профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);

информационно-поисковые системы – ИПС : "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

профессиональная реклама и агитация;

экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;

встречи школьников со специалистами по различным профессиям;

познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

профориентационные уроки со школьниками;

учебные фильмы и видеофильмы;

использование средств массовой информации;

различные "ярмарки профессий" и их модификации;

Методы профессиональной психодиагностики :

беседы-интервью закрытого типа ;

открытые беседы-интервью;

опросники профессиональной мотивации;

опросники профессиональных способностей;

"личностные" опросники;

проективные личностные тесты;

методы наблюдения;

сбор косвенной информации о учащихся от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

психофизиологические обследования;

"профессиональные пробы";

использование различных игровых и тренинговых ситуаций;

использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

группы общения;

тренинги общения;

профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры);

различные положительные (успешные) примеры самоопределения;

"праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий.

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;

построение системы различных вариантов действий;

использование различных схем альтернативного выбора.

Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от правильного выбора целей , задач и профессионального подбора методов профориентационной работы.

В следующем параграфе мы рассмотрим основные направления профориентационной работы.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Медицина и педагогика на пути интеграции
Сегодня в России в условиях демографического кризиса и интенсивного снижения уровня здоровья населения создание комплексного теоретического и практического человекознания становится одним из главнейших стимулов научного развития. Выдвижение проблемы человека в качестве общенаучной коренным образом ...

Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе
Проблема развития речи является центральной в обучении детей. Успешность обучения в школе, дальнейшее развитие учащихся в значительной мере зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения ...

Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т.д. Большое значение имеет взаимосвязь обучени ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru