Сущность профориентационной работы

Страница 2

Далее представим основные группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.

Информационно-справочные, просветительские методы:

профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);

информационно-поисковые системы – ИПС : "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

профессиональная реклама и агитация;

экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;

встречи школьников со специалистами по различным профессиям;

познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

профориентационные уроки со школьниками;

учебные фильмы и видеофильмы;

использование средств массовой информации;

различные "ярмарки профессий" и их модификации;

Методы профессиональной психодиагностики :

беседы-интервью закрытого типа ;

открытые беседы-интервью;

опросники профессиональной мотивации;

опросники профессиональных способностей;

"личностные" опросники;

проективные личностные тесты;

методы наблюдения;

сбор косвенной информации о учащихся от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

психофизиологические обследования;

"профессиональные пробы";

использование различных игровых и тренинговых ситуаций;

использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

группы общения;

тренинги общения;

профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры);

различные положительные (успешные) примеры самоопределения;

"праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий.

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;

построение системы различных вариантов действий;

использование различных схем альтернативного выбора.

Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от правильного выбора целей , задач и профессионального подбора методов профориентационной работы.

В следующем параграфе мы рассмотрим основные направления профориентационной работы.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Обзор исследований проблематики нарушений русской речи под влиянием эстонского языка
Наиболее значительные исследования нарушений русской речи в условиях русско-эстонского билингвизма в последние годы проводили И. Кюльмоя, К. Кару и П. Эслон. На основании рассмотренной группировки ошибок сгруппируем приводимые названными исследователями примеры некоторых ошибок данного (системного) ...

Характеристика познавательных психических процессов человека
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием ("перцепция"). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта ...

0бщая характеристика лицеев России
лицей педагогика образование Лицей – 1) среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2) В России до революции 1917 года – привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников. По ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru