Далее представим основные группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.
Информационно-справочные, просветительские методы:
профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
информационно-поисковые системы – ИПС : "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
профессиональная реклама и агитация;
экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
профориентационные уроки со школьниками;
учебные фильмы и видеофильмы;
использование средств массовой информации;
различные "ярмарки профессий" и их модификации;
Методы профессиональной психодиагностики :
беседы-интервью закрытого типа ;
открытые беседы-интервью;
опросники профессиональной мотивации;
опросники профессиональных способностей;
"личностные" опросники;
проективные личностные тесты;
методы наблюдения;
сбор косвенной информации о учащихся от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;
психофизиологические обследования;
"профессиональные пробы";
использование различных игровых и тренинговых ситуаций;
использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
группы общения;
тренинги общения;
профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры);
различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
"праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий.
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;
построение системы различных вариантов действий;
использование различных схем альтернативного выбора.
Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от правильного выбора целей , задач и профессионального подбора методов профориентационной работы.
В следующем параграфе мы рассмотрим основные направления профориентационной работы.
Информация о ообразовании:
Анализ результатов
коррекционной работы по изучению формирования самооценки у детей с нарушением
слуха
На контрольном этапе мы используем четыре методики: «Ступеньки» (Е.Е. Кравцова), «Игра в мяч» (Т.А. Репина), «Изучение общей самооценки» (А.И. Липкина), «Человек» (А.Л. Венгер). Результаты каждой из групп приведены в таблицах 6 и 7. Таблица 6. Результаты экспериментальной группы детей на контрольно ...
Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на
уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...
Творческое мышление как результат эвристического обучения
Эвристический и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хар ...