Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования» и наглядные пособия А. П. Сапожникова

Статьи по педагогике » Методика преподавания изобразительного искусства » Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования» и наглядные пособия А. П. Сапожникова

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художе-ственных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и изда-тельскую деятельность.

В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимна-зии.

1706—97 появилась Рисовальная школа созданная Петром I при Петербургской типографии. В школе не только копировали образцы, но и рисовали с живой натуры. Крупной худ. школой в 1-й половине 18 в. стала т. н. живописная команда «Канцелярии от строений» (государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела а так же выполняла роль центра художественного образования. ) В ее ведении находились: «живописная команда» (1720—97), обучение позолотному, столярному и штукатурному делу (с 1755), «Российская школа» (1766—68, с 1768 — училище), где художники получали систематическое образование. В Канцелярии от стр. утверждается новое отношение к ученику. Из воспитанников, какого либо художника, подростки превращались в учеников Канцелярии, обучались грамоте до 15 лет а затем часть подростков отчислялась к мастерам, а другая после получения основных сведений по рисунку переходила к “науке арифметики и рисования”. Новички начинали обучаться копированию гравюр, рисунков и рисованных эскизов. Последней ступенью в этом разделе было копирование портретов. Далее шло рисование с гипсовых и обнаженной модели (1725 г. ). Изображение человека считалось наиболее сложным и ценным умением. Здесь был важен не только грамотный рисунок, но и умелая живопись.

В 19 в. в России появились средние худ-е школы. С 1839 при Обществе поощрения худож. в Петербурге открылась Рисовальная школа— первая регулярная школа России важный этап в подготовке художников. Утверждается учебный раздел, предшеств. профессиональному обучению и служащий необходимым фундаментом для него. Систематические занятия по рисунку поставили художников-преподавателей, перед необходимостью разработки самостоятельного метода преподавания, т. к. кроме устаревших иконописных других не было. Развиваются методы рисунка, в основе - передача формы с помощью светотени, где линия понимается не как абсолютный контур, а как граница объема. Ставится вопрос о правильной последовательности в работе с рисунком, в школе в программу обучения, помимо копирования с оригиналов вошло рисование с натуры. Почти одновременно с открытием Рисовальной школы поднимается вопрос о широкой постановке художественного специального образования и о необходимости включить рисунок в начальные сведения по живописи в числе обязательных общеобразовательных предметов.

Методические принципы школы рисования А. П. Сапожникова.

Полный курс рисования Сапожникова (1834). - первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Курс рисования А. П. Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур прежде чем приступить к рисованию объемных предметов. Далее знакомство с законами светотени, также при помощи показа моделей. Когда рисование простых геометрических тел хорошо освоено, Сапожников предлагает переходить к рисованию сложных тел: от простого к сложному, вплоть до рисования гипсовых голов. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении. Затем уже приступать к рисованию человеческой фигуры

Ценность метода - рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Для демонстрации явлений перспективы служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм и конструкцию.

Метод наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости и произвел переворот в учебно-воспитательной работе. Т. к. лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начале рисования - определить геометр. основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. Метод Сапожникова имел много общего с методом Дюпюи, но опубликован был раньше (Сапожников — в 1834 году, а Дюпюи — в 1842-м). Практически все современные методики включают систему А. Сапожникова как базовую.


Информация о ообразовании:

Развитие ребенка в социуме
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму к внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также спец ...

Эмоциональное развитие детей в игре
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний. На существовании особого, эмоцио ...

Основные этапы развития просвещения в Византии
Византийская империя со столицей Константинополем просуществовала тысячелетие — с 395 по 1453 г. Она образовалась при распаде Римской империи в ее восточной части, охватив Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье. Ознакомление с византийской образованностью и педагогической ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru