Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования» и наглядные пособия А. П. Сапожникова

Статьи по педагогике » Методика преподавания изобразительного искусства » Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования» и наглядные пособия А. П. Сапожникова

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художе-ственных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и изда-тельскую деятельность.

В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимна-зии.

1706—97 появилась Рисовальная школа созданная Петром I при Петербургской типографии. В школе не только копировали образцы, но и рисовали с живой натуры. Крупной худ. школой в 1-й половине 18 в. стала т. н. живописная команда «Канцелярии от строений» (государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела а так же выполняла роль центра художественного образования. ) В ее ведении находились: «живописная команда» (1720—97), обучение позолотному, столярному и штукатурному делу (с 1755), «Российская школа» (1766—68, с 1768 — училище), где художники получали систематическое образование. В Канцелярии от стр. утверждается новое отношение к ученику. Из воспитанников, какого либо художника, подростки превращались в учеников Канцелярии, обучались грамоте до 15 лет а затем часть подростков отчислялась к мастерам, а другая после получения основных сведений по рисунку переходила к “науке арифметики и рисования”. Новички начинали обучаться копированию гравюр, рисунков и рисованных эскизов. Последней ступенью в этом разделе было копирование портретов. Далее шло рисование с гипсовых и обнаженной модели (1725 г. ). Изображение человека считалось наиболее сложным и ценным умением. Здесь был важен не только грамотный рисунок, но и умелая живопись.

В 19 в. в России появились средние худ-е школы. С 1839 при Обществе поощрения худож. в Петербурге открылась Рисовальная школа— первая регулярная школа России важный этап в подготовке художников. Утверждается учебный раздел, предшеств. профессиональному обучению и служащий необходимым фундаментом для него. Систематические занятия по рисунку поставили художников-преподавателей, перед необходимостью разработки самостоятельного метода преподавания, т. к. кроме устаревших иконописных других не было. Развиваются методы рисунка, в основе - передача формы с помощью светотени, где линия понимается не как абсолютный контур, а как граница объема. Ставится вопрос о правильной последовательности в работе с рисунком, в школе в программу обучения, помимо копирования с оригиналов вошло рисование с натуры. Почти одновременно с открытием Рисовальной школы поднимается вопрос о широкой постановке художественного специального образования и о необходимости включить рисунок в начальные сведения по живописи в числе обязательных общеобразовательных предметов.

Методические принципы школы рисования А. П. Сапожникова.

Полный курс рисования Сапожникова (1834). - первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Курс рисования А. П. Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур прежде чем приступить к рисованию объемных предметов. Далее знакомство с законами светотени, также при помощи показа моделей. Когда рисование простых геометрических тел хорошо освоено, Сапожников предлагает переходить к рисованию сложных тел: от простого к сложному, вплоть до рисования гипсовых голов. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении. Затем уже приступать к рисованию человеческой фигуры

Ценность метода - рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Для демонстрации явлений перспективы служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм и конструкцию.

Метод наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости и произвел переворот в учебно-воспитательной работе. Т. к. лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начале рисования - определить геометр. основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. Метод Сапожникова имел много общего с методом Дюпюи, но опубликован был раньше (Сапожников — в 1834 году, а Дюпюи — в 1842-м). Практически все современные методики включают систему А. Сапожникова как базовую.


Информация о ообразовании:

Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее
В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники. В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-г ...

Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...

Современное патриотическое воспитание
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru