Другой ученик Песталоцци Рамзауаэр издал труд под названием «Обучение рисованию», где впервые была изложена идея рисования на классной доске. Новый метод заключался в следующем: на большой классной доске в виде предварительных упражнений изображались всевозможные линии, предлагались упражнения на развитие глазомера — проведение линий к определенным точкам, деление линий на части, проведение линий под определенным углом (наклоном). На следующем этапе следовало рисование геометрических фигур и характерных форм природы и искусства. Все это учитель должен изображать на классной доске, а учащиеся следить за возникновением и развитием каждой формы. Заканчивался курс рисованием с натуры, вначале предметов домашнего обихода, затем гипсовых голов, и, наконец, живой головы.
Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он впервые ввел в общеобразовательные школы и детально разработал методику рисования с натуры, пользуясь для этого различными геометрическими моделями. Шмид положил начало развитию так называемого геометрального метода. Заслуга Шмида состояла в том, что он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на общепедагогических положениях. По мнению Шмида, рисование — не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой ума, причем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазии. Последовательность обучения рисунку, по Шмиду, должна быть такой: сначала изображение простейшей формы — параллелепипеда, затем изображение криволинейных форм предметов, — и так постепенно ученика подводят к рисованию с гипсовых голов и бюстов. Каждая задача обусловливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.
Шмид считал копирование картинок не только не приносящим ученику никакой пользы, но даже вредным. Он говорил, что копирование помогает лишь приобретению механического навыка и нисколько не содействует умственному развитию детей.
в первой половине XIX века широкое распространение в общеобразовательных школах получил метод братьев Дюпюи. Методика обучения рисованию у Дюпюи строилась следующим образом: вначале ученики изучают и изображают простейшие модели (проволочные) без перспективных явлений — фронтально, затем — проволочные модели с перспективными сокращениями. Затем следует рисование плоских фигур, после чего — объемных. Методическая последовательность при рисовании каждой группы моделей соблюдалась одна и та же: вначале — фронтальное изображение модели, затем — перспективное.
Метод обучения рисованию братьев Дюпюи имел еще одну особенность — вначале ученики рисовали на черных досках мелом, а когда приобретали некоторый навык в рисовании, переходили к работе на бумаге. Для развития чувства формы Дюпюи ввели занятия лепкой из глины.
Метод обучения рисованию братьев Дюпюи не потерял своего значения и в настоящее время. Отдельные модели, разработанные им, используются художниками-педагогами. Так, преподаватели художественно-графического факультета МГПИ им. В. И. Ленина при обучении рисованию по методу Д. Н. Кардовского применяют модели Дюпюи.
Информация о ообразовании:
Центры социального обслуживания семьи и детей
В нашей стране в 1992 г. правительство принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Социальная политика относительно семьи и детей прояви ...
Педагогические идеи в эпоху Реформации
возрождение реформация образование школа В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взгл ...
Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий и
экспозиция в кабинете иностранного языка
Кабинет иностранного языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нём проводятся уроки, организуется работа кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы по иностранному языку. При оформлении кабинета или языковой лаборатории ...