Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци

Статьи по педагогике » Методика преподавания изобразительного искусства » Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци

Страница 2

Другой ученик Песталоцци Рамзауаэр издал труд под названием «Обучение рисованию», где впервые была изложена идея рисования на классной доске. Новый метод заключался в следующем: на большой классной доске в виде предварительных упражнений изображались всевозможные линии, предлагались упражнения на развитие глазомера — проведение линий к определенным точкам, деление линий на части, проведение линий под определенным углом (наклоном). На следующем этапе следовало рисование геометрических фигур и характерных форм природы и искусства. Все это учитель должен изображать на классной доске, а учащиеся следить за возникновением и развитием каждой формы. Заканчивался курс рисованием с натуры, вначале предметов домашнего обихода, затем гипсовых голов, и, наконец, живой головы.

Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он впервые ввел в общеобразовательные школы и детально разработал методику рисования с натуры, пользуясь для этого различными геометрическими моделями. Шмид положил начало развитию так называемого геометрального метода. Заслуга Шмида состояла в том, что он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на общепедагогических положениях. По мнению Шмида, рисование — не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой ума, причем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазии. Последовательность обучения рисунку, по Шмиду, должна быть такой: сначала изображение простейшей формы — параллелепипеда, затем изображение криволинейных форм предметов, — и так постепенно ученика подводят к рисованию с гипсовых голов и бюстов. Каждая задача обусловливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.

Шмид считал копирование картинок не только не приносящим ученику никакой пользы, но даже вредным. Он говорил, что копирование помогает лишь приобретению механического навыка и нисколько не содействует умственному развитию детей.

в первой половине XIX века широкое распространение в общеобразовательных школах получил метод братьев Дюпюи. Методика обучения рисованию у Дюпюи строилась следующим образом: вначале ученики изучают и изображают простейшие модели (проволочные) без перспективных явлений — фронтально, затем — проволочные модели с перспективными сокращениями. Затем следует рисование плоских фигур, после чего — объемных. Методическая последовательность при рисовании каждой группы моделей соблюдалась одна и та же: вначале — фронтальное изображение модели, затем — перспективное.

Метод обучения рисованию братьев Дюпюи имел еще одну особенность — вначале ученики рисовали на черных досках мелом, а когда приобретали некоторый навык в рисовании, переходили к работе на бумаге. Для развития чувства формы Дюпюи ввели занятия лепкой из глины.

Метод обучения рисованию братьев Дюпюи не потерял своего значения и в настоящее время. Отдельные модели, разработанные им, используются художниками-педагогами. Так, преподаватели художественно-графического факультета МГПИ им. В. И. Ленина при обучении рисованию по методу Д. Н. Кардовского применяют модели Дюпюи.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...

Роль социальной среды в сохранении и укреплении здоровья детей
Реформа системы дошкольного воспитания, заявленная в федеральной программе развития образования на период до 2005 года, предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования. Основными направлениями развития дошкольного образования является «поддержка и ...

А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного воздействия на детей
Макаренко Антон Семенович, – выдающийся советский педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 г., Белополье, ныне Сумской области, – умер 1.4.1939 г., Москва. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он око ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru