Особенности формирования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста

Страница 2

В становлении двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система. Для выработки двигательного навыка мозг нуждается в довольно долгом упражнении.

Построение навыка по мнению Э.Я. Степаненковой является смысловым цепным действием, в котором нельзя пропускать ни одного звена. Формирование двигательного навыка находится под контролем нервной системы и представлены в ней многоуровневой системой управления двигательным действием. Любой двигательный акт может быть построен только благодаря строгой иерархии уровней мозга. Всего насчитывается пять уровней: "А", "В", "С", "Д", "Е", Каждый из уровней имеет собственную обслуживающую бригаду органов чувств.

Уровень первый - "А": "Вы в тонусе". Это самый первый и самый нижний уровень. Деятельность каждого уровня связана с определёнными отделами нервной системы. Для уровня "А" - это часть спинного мозга, самые нижние отделы мозжечка и все располагающиеся там нервные центры - ядра. Он (уровень) регулирует мышечный тонус (готовность мышц и нервов, снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра). Что важно для формирования поддержания тела. На этом уровне осуществляются непроизвольные действия дрожательных движений - дрожь от холода или при повышении температуры; нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т.д.

Уровень "А" руководит построение и некоторых произвольных действий: вибрационно-ритмические действия; принятие и удержание определённой позы, в том числе осанки ребёнка.

Уровень второй - "В": "движения - штамп". Это уровень содружественных движений и стандартных штампов. Он очень важен, так как руководит "локомоторным" механизмом, оснащённым четырьмя конечностями-движителями. Он обеспечивает точность воспроизведения движения, определяет три важнейших качества, необходимых для построения движений:

Вовлечение в работу десятков мышц, осуществляющих движение;

Способность стройно и налажено вести движение во времени;

Вытекающее из предыдущего - способность к чеканной повторяемости движений не только по времени, но и по рисунку действия.

Уровень третий - "С": "человек и пространство". Этот уровень Н.А. Бернштейн называл уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений. В отличие от предыдущих уровней уровень "С" имеет ряд важнейших отличительных черт.

Во-первых, он связан с внешним миром. Теснейшее взаимоотношение с ним важнейшее качество уровня "С".

Во-вторых, на этом уровне уже работают и телерецепторы, в первую очередь, зрение, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в организм информации.

Третьей особенностью пространственного поля является его несдвигаемость. Благодаря качественно переработанной информации, в которой отражается прошлый опыт, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. Движения, совершаемые под руководством уровня "С", не содержат элементов повторяемости или чередования. Данный уровень играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. Это связывающее звено между действиями, движениями и тем пространством, в котором живёт и действует ребёнок.

Уровень четвёртый - "Д": "регулирует действия", которые присущи исключительно человеку. Эти действия обеспечиваются областью больших полушарий головного мозга. В выполнении движений уровня "Д" главное - смысловая сторона действия с предметом.

Уровень пятый - "Е", находящийся ещё выше предыдущего, создаёт мотив для двигательного акта и осуществляет его основную смысловую коррекцию. Он окончательно приводит результат движения в соответствие с намерением, с той самой моделью, которую ребёнок создал мысленно перед началом своего действия.

В конечном итоге теория уровней построения движений может быть представлена следующем образом:

уровень "А" - самый низкий и филогенетически очень важный;

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников
Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус. Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. смысл ее – преобразование человека по зако ...

Документация педагогического исследования
Изучаемая документация исследования должна выступать в виде не только словесных описаний наблюдаемых явлений, но и числовых характеристик (таблицы, схемы, диаграммы), наглядно-чувственных отображений, (аудио-видео-фотодокументация). И чем более разнообразны её формы, тем больше даёт она для проникн ...

Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru