Цель формирующего эксперимента - определение путей коррекции формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
Анализ констатирующего эксперимента показал, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико - фонематических процессов:
1 - я группа - низкий уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.
2 - я группа: - средний уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.
3 - я группа - хороший уровень сформированности фонетико - фонематической стороны речи.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Подобрать методику коррекции формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
2. Выявить особенности логопедической работы по формированию формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
3. Проанализировать результаты проведённого формирующего эксперимента по коррекции произносительной стороны речи у детей с ДЦП.
Был разработан план коррекционных мероприятий по устранению дефектов произносительной стороны речи у детей с ДЦП у каждой из подгруппы, применяя средства тактильно - проприоцептивной стимуляции (дифференцированный логопедический массаж, стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры, массаж язычной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика); развитием чётких артикуляционных кинестезий (активная, пассивная артикуляционная гимнастика); подключением двигательно-кинестетического (тактильный контроль) и слухо-зрительно-кинестетического контроля (слуховой контроль, зрительный - используется зеркало, тактильный контроль).
Изучив методики Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Л.А.Даниловой, И.И.Ермаковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, мы подобрали и систематизировали практический материал по всем разделам подготовительного этапа, учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии.
Формирующий эксперемент проводился по нескольким направлениям:
1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие общей моторики и двигательной координации.
4. Нормализация голоса и речевого дыхания.
5. Развитие сенсорных способностей
6. Формирование произносительной стороны речи.
Приведём примеры упражнений по каждому направлению работы.
1) Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата - дифференцированный логопедический массаж (мет Е.Ф. Архиповой)
Для детей с гипертонусом и гиперкинезами рекомендуется расслабляющий массаж. У таких детей лицо застывшее, мышцы одеревеневшие, мышцы губ растянуты и прижаты к деснам, язык толстый и бесформенный, кончик языка не выражен. Приемы массажа: похлопывание, поколачивание, легкая вибрация, поглаживание не более 1,5 минут. Все движения идут от периферии к центру: от висков к центру лба, носу, середине губ.
Для детей с гипотонусом - укрепляющий массаж. У таких детей мышцы лица дряблые и рыхлые, рот открыт, губы вялые, язык тоненький лежит на дне полости рта. Приемы: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до 3 минут. Все движения от центра лица в стороны: от лба к вискам, от носа к ушам, от середины губ к углам, от середины языка к кончику.
Нормализация моторики артикуляционного аппарата:
упражнения для жевательных мышц (мет. И.И.Ермаковой)
Открыть рот и закрыть.
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Открыть рот и закрыть.
Надуть щеки и расслабить.
Открыть рот и закрыть.
Движения нижней челюсти вбок.
Открыть рот и закрыть.
Втянуть щеки и расслабить.
Открыть рот и закрыть.
Нижними зубами закусить верхнюю губу
Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо, гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щек (мет.Е.Ф. Архиповой)
Надувание обеих щек одновременно.
Надувание щек попеременно.
Втягивание щек в ротовую полость.
Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем возвращаются в нормальное положение.
Информация о ообразовании:
Характеристика образовательного учреждения
Являясь единственным учреждением среднего образования муниципального образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный баг ...
Педагогика НХТ как наука
Педагогика НХТ является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта; изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества. Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понима ...
Анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой
деятельности
Анализ статьи Черкасовой показал, что для начала нужно изучить возможности детей. Затем организовать трудовые поручения с простых заданий индивидуально. Предварительно показывать и объяснять важность определенного поручения. В первой половине года ставить перед собой цель: воспитывать умение выполн ...