Сутулая спина часто встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из причин, приводящих к данному дефекту осанки, является неправильная поза при чтении и письме. Частые и хронические заболевания органов грудной клетки закрепляют неправильное положение плечевого пояса, грудной клетки и способствуют развитие сутулости. При сутулой спине уменьшается подвижность грудной клетки, снижается оббьем лёгких, затрудняется работа сердца, что неблагоприятным образом сказывается на здоровье ребёнка.
Признаки сутулости: увеличен грудной изгиб позвоночника, голова наклонена вперёд, 7-й шейный позвонок резко выступает, плечи значительно выдвинуты вперёд, лопатки «крыловидные», грудная клетка запавшая, живот отвисает, угол наклона таза уменьшен.
С возрастом, если не исправлять осанку, сутулость увеличивается и развивается круглая спина. Помимо характерных для сутулости изменений, круглая спина отличается уменьшением поясничного лардоза.
Упражнения следует подбирать опираясь на состояние мышц. В обоих случаях мышцы спины растянуты, большие грудные мышцы (в верхней части груди) напряжены и укорочены, мышцы брюшного пресса ослаблены.
Дефект кругловогнутой спины сочетает в себе признаки сутулости и увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника.
Признаки кругловыгнутой спины: увеличены все изгибы позвоночника, голова наклонена вперёд, плечи сведены вперёд и слегка приподняты, грудная клетка запавшая, живот сильно отвисает, угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают. В результате такого дефекта осанки нарушается нормальная работа органов грудной клетки и органов брюшной стенки (из-за слабости мышц передней брюшной стенки нарушается нормальное их взаиморасположение). При подборе комплекса упражнений и растяжек для детей с кругловогнутой спиной необходимо учитывать тонус различных групп мышц. Сложность заключается в том, что мышцы спины находятся в различном состоянии: верхней части- растянуты, брюшной пресс- растянут значительно; большие грудные мышцы (верхняя часть груди) сокращены, а межрёберные (нижняя часть грудной клетки) – растянуты; мышцы задней поверхности бедра сокращены, а передней растянуты.
Часто у детей особенно дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается перекос плечевого пояса и смещение позвоночной оси вправо или влево. Этот дефект осанки называется сколиотической осанкой или сколиотической установкой тела во фронтальной плоскости. Причинами нарушения такого вида осанки возникает при общей слабости мышечно-связочного аппарата позвоночника и часто сочетается с другими видами нарушения осанки, например с плоской спиной и сутулостью. Особенно проявляется при статических нагрузках, когда ребёнок криво сидит за письменным столом или стоит, опираясь на одну ногу. Такое нарушение осанки закреплённое неправильными позами, часто приводит к сколиозу, который с трудом поддаётся лечению.
Признаки нарушения осанки во фронтальной плоскости выявляются при осмотре спереди: голова наклонена в одну из сторон; ассиметричны: надплечия подмышечные впадины, ключицы, гребни подвздошных костей; неодинаково выражены треугольники талии; линия позвоночника (остистые отростки) смещена в сторону, таким образом весь корпус смещён в сторону.
При проведении занятий с такой патологией, нужно отдельное внимание уделять внимание мышцам спины и живота. Должны быть включены упражнения для плечевого пояса и дыхательные упражнения. Основное время занятий следует проводить в положении лёжа, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник.
В заключение этой темы хочется отметить, что компенсаторный резерв детского организма поистине огромен. Поэтому мы должны как можно раньше выявлять патологию и стараться грамотно и дифференцированно подходить к занятиям с детьми у которых присутствуют признаки нарушения осанки.
Информация о ообразовании:
Категории и принципы социальной педагогики
Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание. Понятия «принцип» и «правило». Принцип природосообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Научный статус и социальный престиж той или иной ...
Педагогическая мысль в первой
половине XX в
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) известен как выдающийся советский государственный деятель, один из основателей и строителей советской социалистической культуры, глубоко и разносторонне образованный человек. Луначарский, первый народный комиссар просвещения, стоял у истоков советской ш ...
Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...