Особенности становлениясамооценки у детей старшего дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Особенности становлениясамооценки у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

По данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как регидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.

Сведения о чертах личности детей с нарушением слуха, об особенностях их самооценки, приводимые американскими психологами, противоречивы: одни авторы говорят о преобладании завышенной самооценки, другие – о заниженной, одни об эмоциональной впечатлительности, другие – об ее отсутствии. Большинство результатов получено с помощью проективных методов исследования личности и опросников. По мнению американского ученого Д.Ф. Моореса, разногласие в результатах порождается несколькими причинами. Прежде всего это использование методик, требующих высокого уровня словесной речи, а также трудности установления соответствия при переводе.

Делая общий вывод исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов, отметим, что у детей с нарушением слуха сфера самосознания формируется медленнее, в отличие от слышащих сверстников.

Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которые проходят различные этапы и находятся на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется под влиянием оценок окружающих людей, анализа своих успехов и неудач самим человеком, результатами деятельности, в которых проявляются качества его личности.

С. Куперсмит одним из первых исследователей психологов обратился к изучению самооценки и выделил три ее формы: низкую, среднюю и высокую. Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин в своих трудах утверждали, что подлинной самооценки как устойчивого отношения к себе не наблюдается у детей до кризиса 7 лет. А до этого возраста наиболее адекватной самооценкой признается, как правило, завышенная, по сравнению с реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку. (М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е.В. Субботский и др.). Самооценка ребенка-дошкольника характеризуется целостностью, недостаточной объективностью и обоснованностью, малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией и наличием завышенного уровня притязаний.

Представление же глухого ребенка о самом себе («Я-концепция») менее точное, чем у слышащих: у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими детьми. Наибольшие проблемы в развитии самооценки наблюдаются у глухих детей глухих родителей, обучающихся в учебных заведениях интернатного типа.

И так, при работе с глухими детьми следует обращать специальное внимание на создание таких условий, при которых у детей будет формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность. Уже в дошкольном возрасте необходимо шире использовать такие формы работы, в которых дети должны были бы оценивать результаты своей деятельности, сравнивать их с работами других воспитанников. При этом желательно предоставлять детям большую самостоятельность в решении разнообразных задач как в процессе учебной деятельности, так и в различных жизненных ситуациях. Учащиеся не должны избегать относительно трудных задач, поскольку заниженные притязания не содействуют раскрытию их потенциальных возможностей по формированию у них целеустремленности других значимых личностных качеств. Неадекватные же цели, заметно превышающие доступный ребенку уровень, могут вызывать у него негативные эмоциональные переживания, конфликты с окружающими людьми. Поэтому необходимо формировать у него правильную самооценку, стремление ставить перед собой достаточно высокие цели, но с учетом своих реальных возможностей.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
Преподаватель изо. развивает эстетический вкус, худож-е знания и навыки, воспитывает стремление к познанию к совершенству, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, ...

Экспериментальная работа по применению методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» в начальной школе
Целью проведенной экспериментальной работы была проверка методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы. Задачи экспериментальной работы: 1) реализация разработанной методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы; 2) ра ...

Педагогика развития как наука: проба структуры учебного пособия “Педагогика математики” А.А. Столяра для оформления комплекса разнородного материала педагогики развития
На Всероссийской конференции по педагогике развития в апреле 2001г. Б. Д. Эльконин заявил, что “без развивающего обучения ((Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) – комментарии автора) термина педагогика развития вообще бы не было, потому что В. В. Давыдовым и др. было выстроено психологически строгое, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru