Учитель. Как мы его обозначим ? (Дети показывают красный квадрат).
Учитель. Прочитайте, что получилось. Какие звуки слились и образовали слияние? Дети. [Т] и [А]
Учитель. Покажите, какую квартиру из двух комнат мы построим этим звукам.
Покажите, какой домик для слова "лента" получился. Покажите границы слогов.
Учитель. А теперь проверим, получилось ли слово. Прочитайте его по схеме.
Дети. [Л / ЭНТА]
Учитель. Молодцы! Хороший домик мы построили.
Постоянно на уроках применяю звуковой анализ как специальный тип упражнений со слого-звуковой структурой слова, используя графические схемы-модели. Вот несколько видов упражнений.
Игра "Кто больше придумает слов?"
Дается схема, например:
Нужно подобрать соответствующие ей слова
Определите, какое из названных слов записано:
Сок, знак, лось, сел
3. Игра "Рассели своих друзей" (на наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов). Дети отгадывают, кто в домике живет.
[i ош]
[за i ыц]
[мґ эдвґ этґ]
4. Какие буквы обозначают два звука? (Ноет, поест, поезд, льют).
5. Выпишите слова, которые начинаются с гласных.
(Аист, белка, иволга, попугай, страус, антилопа, ежи).
6. Проговорите слово с ударением, как слышите; про говорите, как пишете.
При изучении темы: "Гласные звуки и буквы, их обозначения" выполняем с детьми следующие упражнения:
1. Назовите гласные звуки. Сколько гласных букв ? Запишите их.
2. Я называю гласные и согласные звуки, а вы произнесите их. Покажите букву, обозначающую гласный звук, с помощью круга.
3. Запишите буквы, обозначающие два звука.
4. Сколько гласных звуков в слове "катя"? Назовите их. Какими буквами их надо обозначить на письме ?
5. Произношу слияние (слово), а вы обозначьте на письме только гласные, которые входят в него.
6. Сравните слияние "ТА - ТЯ".
7. Какое слияние получится, если произнести звук [Л] и звук [А].
В каждом случае ученик, прежде чем выполнить упражнение, произносит звук, слияние или слово, заданное учителем.
Во 2-м, 3-м, 4-ом классах проводим фонетико-орфографический разбор. Ученики рассуждают так:
слово "вырубка". В нем есть три слога [вы - руп - кь], [выыы] - первый слог ударный;
в -[в] - согласный, твердый, звонкий (парный), перед гласным - в сильной позиции, обозначается буквой "вэ";
ы -[ы] - гласный, под ударением - в сильной позиции, можно писать букву "ы";
р -[р] - согласный, твердый, звонкий, перед гласным - в сильной позиции, обозначается буквой "эр";
у -[у] - гласный, без ударения - в слабой позиции, но не "опасный" - не О, А, Э, И, пишу "у";
б -[п]?- согласный, твердый, глухой, перед парным глухим согласным [к] - в слабой позиции, он может быть обозначен буквами П и Б, поэтому ставлю "?" (это орфограмма);
к -[к] – согласный, твердый, глухой, перед гласным - позиция сильная, пишу букву "ка";
? [а] ? - гласный, безударный - позиция слабая, сразу писать нельзя, ставлю "?" (это орфограмма).
Ищу буквы - орфограммы.
Первая - в корне. Ищу однокоренное слово, чтобы согласный в этом слове оказался перед гласным (или перед л, м, н, р, в) / рубить, рублю/. Значит, нужно писать букву "бэ".
Вторая орфограмма - в окончании. Слово "вырубка" - существительное 1-го склонения, подставляю слово 1-го склонения с ударным окончанием - "рук а " ("лис а ", "стран а ").
Информация о ообразовании:
Определение понятия одаренности и одаренного ребенка
"Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности". Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно ...
Педагогические условия успешного формирования фонематического слуха младших
школьников на уроках русского языка в развивающей системе обучения
В овладении нормами русского языка большая роль отводится семье и школе. К сожалению, учителя далеко не всегда понимают объективную потребность в фонетических знаниях, в развитии фонематического слуха, без которых невозможно формирование осознанных произносительных навыков. Традиционно велик приори ...
Физические качества, развиваемые при помощи физических упражнений
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От ...