В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правила, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на самых первых ступенях обучения стараюсь развивать у учащихся внимание к слого-звуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, развиваю языковое чутье и фонематический слух.
Для этого использую звуковой анализ слова, который проводится в следующем порядке.
Например, предлагаю детям построить для слова "лента" звуковой домик, поместив каждый звук в свою комнату.
Учитель. Скажите слово "лента" хором и послушайте его.
Дети. [Л'Энта]
Учитель. Назовите ударный слог.
Дети. [Л'Эн]
Учитель. Произнесите слово по слогам.
дети. [Л'ЭН - ТА]
Учитель. А теперь давайте построим звуковой домик для слова "лента". Выделите первый звук в слове.
Дети. [л'л'л'л'энта]
Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Это звук [Л']; он согласный, мягкий, звонкий.
Учитель. Как обозначим этот звук? Покажите.
(Дети показывают зеленый квадрат, учитель выставляет на наборное полотно такой же).
Учитель. Вот в этой комнате и будет жить [Л'].Протяните второй звук этого слова. Дети. [лэээн - та]
Учитель. Назовите и охарактеризуйте его. Дети. Звук [Э] - гласный, ударный. Учитель. Как мы его обозначим ? (Дети показывают красный квадрат).
Учитель. Прочитайте, что получилось? Какие звуки слились и образовали слияние?
Дети. [Л'1 и [Э]
Учитель. Назовите это слияние.
Дети. [Л'Э]
Учитель. Звукам скучно стало жить каждому в отдельной комнате, и некоторые из них стали объединяться и вить вместе. Покажите, какую картинку из двух комнат мы построим этим звукам.
При введении понятия "слияние" появилась реальная возможность продемонстрировать ученикам, что два звука именно "сливаются", происходит "проникновение" одного в другой. С этой целью при объяснении детям структуры слога /СГ/ к карточке, символизирующей согласный звук (с диагональной прорезью), придвигаем справа другую карточку - красного цвета, символизирующую гласный звук; карточки сближались, и на глазах учеников красный квадрат вдвигался в прорезь левого квадрата.
Модель "слияния" СГ приобретает вид квадрата, образованного из двух треугольников.
В чем преимущество этой модели?
1. На протяжении всего периода обучения детей грамоте сохраняется единообразное обозначение любого звука в виде квадрата.
2. Появилась возможность показать ученикам, а затем предоставить им возможность самим осмысленно конструировать модель "слияния" (в виде двух треугольников, получившихся при частичном совмещении двух квадратов), символизирующую проникновение одного звука в другой, наслоение их артикуляций.
Учитель. Протяните третий звук этого слова.
Дети. [ЛЭН - н - Н - ТА ]
Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Звук [Н] - согласный, твердый, звонкий.
Учитель. Как мы его обозначим ? (Дети показывают синий квадрат).
Учитель. Протяните четвертый звук этого слова. Дети. [Л ' ЭН - Т - Т - ТА] Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Звук [Т] – согласный, твердый, глухой. Учитель. Как обозначим этот звук ? Покажите. (Дети показывают синий квадрат).
Учитель. Протяните пятый звук в полном слове. Дети. [Л ' ЭНТА - А - А] Учитель. Назовите и охарактеризуйте его. Дети. Звук [А] - гласный, безударный.
Информация о ообразовании:
Влияние психологического климата детского коллектива на личность ребенка
Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие. Все это определяется термином эмоциона ...
Значение подбора работ. Основные требования к подбору УПР
Основа профессионального обучения в УНПО – участие обучающихся в производительном труде. Вместе с тем, программа производственного обучения объективно не может раскрыть, какие конкретно, в какой последовательности, сколько УПР должен выполнить обучающийся, чтобы соответствовать предъявляемым требов ...
Своеобразие труда детей дошкольного возраста
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда. Отражая в играх трудовы ...