Взаимодействие педагогов доу с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях

Статьи по педагогике » Взаимодействие педагогов с неполными семьями в современных социально-экономических условиях » Взаимодействие педагогов доу с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях

Страница 1

Очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.

Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребёнку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребёнка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребёнком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребёнок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.

Такие дети требуют особого сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребёнка, его развитии в целом - это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до её сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребёнок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая, матери понять собственного ребёнка, переживающего послеразводный кризис. И если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребёнка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:

*демонстрировать свою поддержку одинокой матери в её стремлении быть хорошим воспитателем своего ребёнка;

*обращать внимание на её педагогические достижения;

*замечать и подчёркивать позитивные изменения в развитии ребёнка, радоваться им;

*быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребёнка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребёнка.

Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, её одиночество – незначительные факты её биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ребёнка? И надо ли всё время подчёркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе не обязателен? Не лучше ли вести с ребёнком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ребёнка, мать подрывает и свой авторитет.

Серьёзная проблема, в решении которой бывают, втянуты педагоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведённых матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребёнка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, поэтому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребёнка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребёнка негативного влияния, то у заведующей нет основания лишать их возможности встречаться с ребёнком. Но какова будет реакция матери, как она скажется на ребёнке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую проводят педагоги, психолог с разведёнными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребёнка. Изменить позицию – это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребёнка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагматически: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям бывшего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не томился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разрешить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребёнок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы.

Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребёнка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками.

В.К. Котырло, С.А. Ладывир считают ,что чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребёнка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребёнок», «ваш Саша», подчёркивающие отчуждённость, отстранённость педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызывать у партнёра ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребёнка, призывов «принять меры», «разобраться».

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Творческое мышление как результат эвристического обучения
Эвристический и другие принципы развития творческого мышления не могут быть реализованы без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Возрастным особенностям интеллектуального развития посвящено немало исследований. В них выявлена стадиальность развития интеллекта, дана хар ...

Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Создаётся группа учащихся из параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, ...

Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает важное место в системе Российского воспитания. Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в это время осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается баз ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru