Взаимодействие педагогов доу с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях

Статьи по педагогике » Взаимодействие педагогов с неполными семьями в современных социально-экономических условиях » Взаимодействие педагогов доу с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях

Страница 1

Очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон родительских позиций достаточно разнообразен, педагог должен использовать гибкую тактику взаимодействия с ними.

Неполная семья, в которой мать манкирует родительскими обязанностями, не уделяет ребёнку должного внимания, перекладывает все заботы о воспитании на дошкольное учреждение, требует от педагога особого внимания и специфических способов воздействия. Выявлению неблагополучия домашнего воспитания служит изучение поведения ребёнка, его эмоционального состояния. Наблюдения, беседы с ребёнком дают представление о его положении в семье, об отношениях с мамой, о средствах и методах домашнего воспитания. Обычно ребёнок плохо ухожен, неопрятно одет, часто не по погоде, хотя у него есть дорогостоящие вещи, игрушки.

Такие дети требуют особого сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании. Но следует иметь в виду, что все отклонения в поведении ребёнка, его развитии в целом - это следствие неблагоприятной семейной обстановки. Поэтому основным объектом педагога должна стать мать: «достучаться» до её сердца, сознания, чтобы она поняла, что ребёнок травмирован разводом, семейными неурядицами, переживает отсутствие отца, нуждается в любви и ласке. Да педагог в подобной ситуации выступает как посредник, помогая, матери понять собственного ребёнка, переживающего послеразводный кризис. И если удаётся изменить позицию матери, повысить её ответственность за воспитание ребёнка, пробудить у неё стремление помочь ему, то можно говорить о мастерстве педагога.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребёнка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:

*демонстрировать свою поддержку одинокой матери в её стремлении быть хорошим воспитателем своего ребёнка;

*обращать внимание на её педагогические достижения;

*замечать и подчёркивать позитивные изменения в развитии ребёнка, радоваться им;

*быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребёнка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребёнка.

Одинокая мать, демонстрирующая свою независимость, успехи по службе, всем своим видом внушающая окружающим, что развод, её одиночество – незначительные факты её биографии, нуждается в ином подходе педагога. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ребёнка? И надо ли всё время подчёркивать, что можно обойтись без мужа, а отец вовсе не обязателен? Не лучше ли вести с ребёнком честные и открытые беседы, учить его понимать ситуацию такой, какая она есть? Разрушая образ отца в глазах ребёнка, мать подрывает и свой авторитет.

Серьёзная проблема, в решении которой бывают, втянуты педагоги дошкольного учреждения, - это категорическое нежелание разведённых матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. А отцы, с которых закон не снимает ответственности за воспитание ребёнка, хотят хотя бы изредка видеть своих детей, поэтому приходят в детский сад и настаивают на встрече. В таком же положении оказываются бабушка и дедушка ребёнка со стороны отца. Если отец, бабушка, дедушка не оказывают на ребёнка негативного влияния, то у заведующей нет основания лишать их возможности встречаться с ребёнком. Но какова будет реакция матери, как она скажется на ребёнке? Поэтому сначала следует обсудить возникшую коллизию с матерью. Смысл работы, которую проводят педагоги, психолог с разведёнными матерями, заключается в том, чтобы изменить их позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребёнка. Изменить позицию – это значит переключить мать с собственных обид на интересы ребёнка: чем больше у него родных людей, которые его любят, тем он счастливее. Следует помочь ей посмотреть на ситуацию прагматически: почему не отпустить сына на воскресенье к родителям бывшего мужа, не попросить их взять внука на дачу, чтобы он не томился в душном городе в ожидании маминого отпуска, не разрешить отцу сводить мальчика в цирк? Кто от этого выиграет? Ребёнок, которого собственные родители «наказали» крахом семьи и продолжают втягивать в свои проблемы.

Важно убедить мать в том, что безнравственно подключать ребёнка к своим проблемам, «очернять» отца и его родственников в глазах малыша. Не в его интересах мешать общению с папой, его родственниками.

В.К. Котырло, С.А. Ладывир считают ,что чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребёнка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребёнка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребёнок», «ваш Саша», подчёркивающие отчуждённость, отстранённость педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, призванных вызывать у партнёра ответную реакцию в виде действий, слов, переживаний, современный педагог не допустит в разговоре с родителями жалоб на ребёнка, призывов «принять меры», «разобраться».

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих ...

Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: •производство знаний; •передача знаний; •распространение знаний. Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению. В ...

Законы сложения векторов
Самым главным в этом параграфе является правило треугольника, на котором будут основываться все основные действия с векторами, поэтому этому правилу необходимо уделить основное время. В конце урока можно провести ещё одну обучающую самостоятельную работу на предмет усвоения сложения двух векторов и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru